Начиная со вторника, французский суд будет рассматривать дело известных специалистов по мебели 18 века, которые превратились в гениальных фальсификаторов, способных обмануть даже известный Версальский замок, в рамках скандала с поддельной мебелью, всколыхнувшего тихий микромир антикваров и торговцев наследием.
Шесть человек, среди которых ведущий эксперт по королевской мебели 18-го века и известный краснодеревщик, находятся под следствием до 4 апреля. Престижная галерея парижских антикваров также привлекается к ответственности в связи с изготовлением и продажей поддельных старинных стульев в период между 2008 и 2015 годами.
Уникальная пара мягких стульев из салона компании госпожи дю Барри, последней фаворитки короля Людовика XV, работы мастера-столяра Луи Делануа; два стула из павильона Марии-Антуанетты в Бельведере в Версале, классифицированные как национальные сокровища; стул пастуха с подписью Жана-Батиста Сене, выдающегося краснодеревщика 18-го века. За этими раритетами скрывался высокопрофессиональный обман.
Перепроданные с наценкой антикварам Версальского замка или состоятельным коллекционерам, таким как наследник семьи Гермес или катарский принц, эти шедевры французского художественного изящества оказались идеально выполненными копиями.
Созданная искусствоведом Биллом Пало, автором всемирного справочника о французской мебели 18 века, в сотрудничестве с известным парижским краснодеревщиком Бруно Деснуэсом, серия поддельной мебели обманула как кураторов, так и специализированные галереи, поднимая вопрос о реалиях этого маленького, закрытого мира.
«Мы находимся в среде, где мошенничество процветает под открытым небом», — с горечью сказал расследователям бывший главный куратор Версальского музея.
Истоки этого невероятного дела лежат в «игре» между Биллом Пало и Бруно Деснуесом. Известные в своей области, они решили переманить ведущих специалистов и покупателей французского искусства 18-го века.
Начиная с 2007–2008 годов, они изготовили несколько фальшивых стульев из старинных каркасов в мастерской краснодеревщика в Фобур-Сент-Антуан, историческом деревообрабатывающем районе Парижа, что позволило датировать аутентичную древесину.
Этот обман, который они сами описывали как «захватывающий», принес им сотни тысяч евро. И гораздо больше для известных галерей, которые покупали подделки, не зная фактов, чтобы продать их в Версале или частным коллекционерам. Годами мошенничество оставалось незамеченным.
В 2014 году подразделение по борьбе с отмыванием денег французской разведывательной службы Tracfin обнаружило финансовые и имущественные операции к северу от Парижа одной семьи португальцев, которые казались непропорциональными их задекларированным доходам.
Проследив нить, следователи обнаружили, что мужчина имел связи с парижским краснодеревщиком, и в конце концов разоблачили этот невероятный трафик, который был особенно неприличным для престижа Версальского замка.
Национальный дом (Domaine National), который является гражданской стороной в деле наряду с аукционным домом Sotheby’s, не пожелал давать комментарии до начала судебного процесса, как и защита Билла Пало.
«Если Франция все еще важна в мире, то это благодаря ее культуре и совершенству ее наследия», — заявил Жан-Жак Нойер, адвокат наследия Юбера Герран-Эрмеса, который умер в 2016 году, критикуя «значительный ущерб», нанесенный репутации страны.
В ноябре 2023 года судебное расследование завершилось закрытием дела против посредника между Биллом Пало и галереями, а также позолотчика, который работал над фальшивыми креслами. Суд постановил, что они были обмануты славой яркого модника в костюме-тройке, которому сейчас 61 год.
Вместе с тем, арт-рынок передал антикварную галерею Kraemer, одну из самых роскошных в Париже, и одного из братьев, который ею руководит, Лорана Кремера, в уголовный суд.
Хотя следственный судья признал, что Кремеры не были «в сговоре» с мошенниками, их обвиняют в том, что они «не провели достаточно тщательную проверку» мебели, о которой идет речь.