Сегодня говорим о людях, которые были вынуждены уехать из Украины из-за войны. Елена Паращук, психолог, сейчас работает в Швейцарии в организации Ukraine-Hilfe Bern. Проект поддерживает украинских беженцев и пытается помочь им вернуться к нормальной жизни.
Временная специальная комиссия по вопросам защиты прав внутренне перемещенных лиц обнародовала данные, по которым сейчас за рубежом находятся 7,7 млн украинцев, из которых 5,3 млн — в странах ЕС. И многие из них — с начала полномасштабного вторжения.
Мы поговорим с Еленой о том, как сейчас чувствуют себя украинцы за рубежом, с какими проблемами сталкиваются и планируют ли возвращаться назад, когда война закончится.
Елена, как Вы, как психолог, помогаете человеку направить его?
Я его не направляю, потому что кто, кроме человека, знает его направление. Я только помогаю ему принять решение, которое у него уже внутри уже созрело, но иногда из-за каких-то своих страхов человек не может сделать определенные шаги. И здесь я просто помогаю человеку принять решение, к которому внутренне он уже готов. Я просто нахожусь рядом с ним.
Моя задача, как я ее вижу — это дать человеку чувство, что я отвечаю за свою жизнь, я несу ответственность за то, что со мной происходит, не Швейцария, не Украина, я несу ответственность за свою жизнь. И если я принимаю решение, то оно уже для меня правильное. Я уважаю свое решение. И если я решил вернуться в Украину несмотря ни на что, я уважаю свое решение, независимо от того, кто что мне говорит, кто обо мне что думает. Это моя ответственность и моя жизнь. Если я решил остаться за границей, это также моя жизнь и моя ответственность, и когда человек благодаря терапии находит эту внутреннюю силу, уважение к собственному решению, то такое решение будет полезно и здорово.
Многие психологи говорят, что хронический стресс, вызванный войной, может дать толчок развитию хронических заболеваний. Давайте поговорим о психосоматике. Это означает, что рано или поздно у нас появятся какие-то страшные болезни от этого невероятного стресса, или наоборот: хочется верить, что эта вся ситуация нас закаляет, мы становимся более стойкими, выносливыми, и можем лучше сопротивляться внешнему негативному влиянию?
Недавно я смотрела интервью с одним психологом, и он буквально сказал такую фразу, что вот закончится война, и нас ожидают онкологические заболевания, повышение уровня заболеваний сахарного диабета, сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, синдромы тревожного желудка... Да, это возможно, потому что хронический и тяжелый стресс, который проживается людьми в течение очень долгого времени, может привести к психосоматическим заболеваниям. Но если человек проживает осознанную жизнь, работает с психотерапевтом или с психологом, умеет проживать свои тяжелые эмоции, умеет саморегулироваться от стресса, самовосстанавливаться, самоконтролировать свои эмоции, заботиться о себе, заботиться о своей безопасности, понимать свое эмоциональное состояние, уметь успокаивать себя, то тогда... Еще раз повторю свой тезис: человек очень адаптивен, и наш организм, как и наша психика, очень пластичен. Здесь я с вами согласна: это может наоборот воспитать в нас стрессоустойчивость или умение справляться со стрессом, потому что, на мой взгляд, психологически здоровый человек отличается от нездорового не тем, что у него нет конфликтов, стрессов и сложностей, а тем, как он с этим справляется сам, или с помощью психолога, или с помощью самообразования, просветительской какой-то деятельности.
Есть риск тяжелых психологических реакций, есть риск раскола общества и разделения общества на своих и чужих. К сожалению, это такой естественный процесс в человеческом обществе, которое переживает очень тяжелые времена, и эти расколы, их избежать невозможно, они будут. Вопрос только в том, как мы будем их преодолевать, и здесь очень многое будет зависеть от общества, от людей, насколько они будут готовы открыто это обсуждать, с уважением и понимая боль каждой группы. Боль той группы, которая воевала, и той, которая не воевала, страхи и сложности, боль тех людей, которые остались в Украине, и боль тех людей, которые выехали из Украины. То есть каждая из этих групп, которые делятся на своих и чужих, имеет свою боль, и если мы готовы будем принимать это, говорить об этом, понимать это, то тогда у нас есть шанс стать здоровым обществом.
Смотрите полное интервью:
Анна Варавва