Все больше латиноамериканских женщин отказываются рожать. Это радикально меняет традиционные семейные роли, которые долгое время доминировали в регионе.
Согласно данным Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), с 1950 года в Латинской Америке и Карибском бассейне наблюдается самое большое снижение рождаемости.
Как и в Южной Корее, такая ситуация порождает угрозу старения населения, что станет бременем для налогоплательщиков. Это также свидетельствует о том, что женщины отказываются от глубоко укоренившихся ожиданий относительно материнства, частично из-за отсутствия государственной поддержки, а частично из-за того, что они ставят на первое место собственную карьеру и обеспечение достатка.
Мексиканская менеджер по недвижимости Иран Соса вместе с Изабель Кортес, колумбийским трейдером, в 2021 году основали онлайн-сообщество для испаноязычных женщин Nunca Madres («Мама — никогда»), чтобы латиноамериканки могли обсуждать социальные вопросы и культурные табу относительно решений о материнстве.
«Когда я была маленькой девочкой, единственное представление о женщинах, которые не были матерями, было горьким, одиноким, диснеевским стереотипом бездетной ведьмы без семьи, которую бросили и от которой отказались», — сказала Соса. «Репрезентация всегда важна для представления будущего и осознания существования различных вариантов выбора».
По ее словам, многие члены организации говорят, что на них давят, чтобы они стали матерями. Родственники говорят, что они пожалеют о своем решении не иметь детей, и когда состарятся, не будут иметь никого, кто бы заботился о них.
"Люди приходят со многими страхами, — говорит она. Но можно ли такое решение принимать, не руководствуясь любовью?"
Кроме онлайн-пространства, Nunca Madres проводит семинары, на которых люди, в том числе матери, делятся опытом и советами об этом. Женщины рассказывают, как их решения повлияли на жизнь: от общественного осуждения до дискриминации на рабочем месте и личных финансов.
«Вокруг этого вопроса все еще существует много табу», — говорит госпожа Кортес. «Это зависит от вашего социального круга, но в целом в нашей культуре очень глубоко укоренилось представление о том, что женщина - равна матери».
Существует мало общемировых данных о том, почему женщины решают не иметь детей. Опрос Pew Research, проведенный в прошлом году среди взрослых американцев, показал, что 57% респондентов в возрасте до 50 лет заявили, что вряд ли будут иметь детей, и объяснили это тем, что они просто не хотят, 38% — обеспокоены состоянием мира, а 36% — не могут себе этого позволить.
Соса говорит, что экономические проблемы были главной причиной не рожать, которую называли женщины (среди которых риск потери работы или замораживания карьеры, наряду с огромным и неоплачиваемым трудом по воспитанию ребенка).
Следующей причиной было изменение климата, которое способствует усилению стихийных бедствий в регионе. Женщины поставили под сомнение мудрость воспитания детей в местах, где вода ограничена.
Лусеро Санчес, мексиканский врач, в 16 лет решила, что не хочет детей. Она рассказала, что взрослым женщинам, желающим стерилизоваться, врачи обычно говорят, что они еще слишком молоды и пожалеют об этом, однако подросткам, которые беременеют, редко говорят, что они еще слишком молоды, чтобы иметь детей. Врач также сказала, что общество постоянно предлагает принять другое решение, при этом ваше решение ставит под сомнение.
Активисты предупреждают, что политическое давление в Соединенных Штатах против многих завоеванных тяжелой работой прав, включая аборты, доступ к контрацепции и сексуальное образование в школах, распространяется по всему региону.
Президент Аргентины Хавьер Милей сократил финансирование полового воспитания, контрацепции и таблеток для абортов через несколько лет после того, как эта процедура была легализована. В сентябре он заявил в Организации Объединенных Наций, что политика в отношении репродуктивных прав является «смешной», учитывая снижение уровня рождаемости в западных странах.
В Сальвадоре президент Наиб Букеле прибегнул к борьбе с мерами «гендерной идеологии». Он сказал, что эти меры «направлены против Бога и против семьи».
К ним относятся половое воспитание и доступ к средствам контрацепции, говорят группы по защите прав женщин. В Сальвадоре, который в основном является католическим, уже существует полный запрет и суровое наказание за аборты.
Андресса Кавальканте, бразильский семейный врач, говорит, что присоединение к сообществу Nunca Madres, помогло ей почувствовать себя «менее чужой».
«Я живу в стране с преимущественно христианской культурой, которая ценит традиционную семью и рассматривает рождение детей как акт веры, так что часто воздерживаюсь от высказывания своего решения или мнения по этому поводу», — сказала она.
Сейчас Кавальканте отдает свои яйцеклетки женщинам и ЛГБТК+ парам, которые не могут иметь детей.
Рождаемость снизилась во всем мире после того, как контрацептивы стали широко доступными с 1960-х годов. Однако эксперты CEPAL и ООН объясняют резкое снижение рождаемости в Латинской Америке неспособностью властей бороться с домашним насилием и оказывать поддержку будущим матерям.
Мартина Йопо, социолог Папского католического университета в Чили, говорит, что обеспечение бесплатного ухода за детьми раннего возраста и отпуск по уходу за ребенком способствовали увеличению рождаемости в Европе, но в Латинской Америке такая политика мало распространена.
Между тем все больше женщин присоединяются к рабочей силе. По данным Всемирного банка, доля женщин в Латинской Америке и Карибском бассейне в составе рабочей силы выросла на 8,8 процентных пунктов до 51,3% в период между 1990 и 2023 годами. В то же время женщины продолжают выполнять основную часть неоплачиваемой домашней работы и работы по уходу за больными.
Большая поддержка со стороны правительств в сфере социального обеспечения и здравоохранения помогла бы латиноамериканским женщинам, поскольку их роли меняются, считает Соса.