В течение трёх лет во время пандемии COVID-19 деньги рекой текли в Китай, и практически не выводились за пределы страны. Сейчас же происходит обратный процесс.
В период с 2014 по 2019 годы в Китае наблюдался чистый отток капитала. Это значит, что из страны вывозилось больше денег, чем ввозилось. Начиная с 2020 года, из-за ковидных ограничений на поездки и усиления контроля со стороны китайского лидера Си Цзиньпина в стране стало оставаться больше денег.
В течение первых двух лет пандемии COVID-19, когда остальной мир находился в изоляции, Китай продолжал активно экспортировать свои товары, что привело как к положительному сальдо торгового баланса, так и к чистому притоку денежных средств. Теперь же ситуация изменилась. В последнем квартале 2022 года Китай впервые за более чем два года испытал чистый отток капитала.
Одним из крупнейших источников иностранного капитала является экспорт. В четвёртом квартале прошлого года экспорт Китая сократился, при этом в декабре сокращение составило 9,9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В китайских портах начали скапливаться контейнеры, и сейчас эта тенденция набирает обороты. В некоторых портах накопились штабеля контейнеров высотой от шести до семи ярусов. Пекин признал этот факт, но объяснил это «нормальной рыночной корректировкой», а не снижением экспорта. Однако данные говорят о другом: за первые два месяца 2023 года экспорт из Китая сократился на 6–7 %.
Ещё одним крупным источником притока капитала являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В прошлом году они в Китае значительно сократились. Отчасти это было связано с повышением процентных ставок в США, что вызвало отток инвестиций из Китая и привлечение их в Штаты. Продолжающиеся ограничения, связанные с COVID-19 в Китае также добавили деловой среде непредсказуемости и повышенных рисков. Общий экономический спад, когда рост валового внутреннего продукта (ВВП) упал до 3 % в 2022 году с двузначных цифр, в сочетании с ростом заработной платы, сделал инвестиции в Китай менее привлекательными для иностранных производителей.
В течение некоторого времени Китай неуклонно снижал себестоимость продукции низкой ценовой категории, при этом средняя заработная плата в стране выросла до более чем 12 тысяч долларов США в год. Это примерно в три раза больше средней зарплаты во Вьетнаме или Индонезии и почти в пять раз больше средней зарплаты в Индии. Столкнувшись с множеством сдерживающих факторов, иностранные компании ищут способы диверсификации за пределами Китая.
В 2022 году объем прямых иностранных инвестиций Китая в новые предприятия (расширение или создание новых предприятий за рубежом) сократился на 50 % по сравнению с 2019 годом. Также сократились объёмы слияний и поглощений. В разной степени ПИИ в Китае сократились во всех секторах. Например, ПИИ, связанные с въездным туризмом, сократились на 78 %, а ПИИ в секторах продуктов питания и финансовых услуг сократились на 63 %.
Другие азиатские страны, такие как Индия, Малайзия, Индонезия и Вьетнам, выиграли от перенаправления иностранных инвестиций. Ожидается, что в этом году приток ПИИ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличится на 30 %, и теперь Индия должна стать третьим по величине местом назначения ПИИ в мире.
В то время как меньше денег поступает, больше денег уходит. После снятия антиковидных ограничений, гражданам Китая разрешено снова выезжать за границу для учёбы, работы, бизнеса и туризма. Каждый из выезжающих непременно возьмёт с собой какую-то сумму денег. Кроме того, в течение некоторого времени наблюдалась тенденция эмиграции богатых китайцев в Сингапур либо из-за лучшего образования и возможностей для их детей, а также более низких налогов, либо из-за сомнений в отношении направления, в котором страна движется при Си. Теперь, когда и Китай, и Сингапур вновь открыты, ожидается, что эта тенденция ускорится.
Пока что в 2023 году объем ПИИ в Китае увеличился. Большая часть инвестиций направляется в высокотехнологичное производство. Однако деловая уверенность остаётся низкой. В прошлом году прибыль иностранных компаний в Китае сократилась в среднем на 10 %. Европейская торговая палата в Китае неоднократно заявляла, что иностранные компании не уходят из Китая полностью, но изолируют свой китайский бизнес, переводя новые инвестиции в другие страны Азии.
Инвестиции тайваньских фирм в Китае упали до трёхлетнего минимума, и с учётом нынешней политической напряжённости неясно, вернутся ли они до прежнего уровня.
Пытаясь привлечь инвесторов, местные органы власти в КНР запускают свои собственные инициативы, в том числе зарубежные «дорожные шоу», подобные тому, которое провело правительство города Циндао в начале этого года в Токио. В прошлом году иностранные инвесторы избавились от большей части своих китайских акций. Но в январе нынешнего года они скупили акции в рекордных количествах.
В прошлом году иностранные инвесторы продали 15 % китайских государственных облигаций и рынок таких облигаций всё ещё не восстановился. В этом году иностранные инвесторы продолжают избавляться от облигаций центрального правительства КНР. Народный банк Китая удерживает процентные ставки на низком уровне в качестве средства стимулирования экономики. Но низкие ставки делают китайские облигации непривлекательными, особенно когда процентные ставки в США продолжают расти.
Пекин предпринимает шаги по сдерживанию оттока капитала, например, законодательно запретив некоторым брокерским компаниям открывать новые счета для перевода китайской валюты в иностранные акции. Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая объявила о правилах, направленных на предотвращение «незаконного трансграничного бизнеса с ценными бумагами», закрыв одну из последних оставшихся лазеек, которые граждане могли использовать для вывода своих денег из Китая.
Иностранные и китайские компании розничной торговли сообщают о проблемах с выводом или переводом денег из китайских банков. При этом официальные лица утверждают, что никаких изменений в политике не произошло. Профессиональный инвестор Марк Мобиус сообщил, что не может снять деньги со своего счёта в шанхайском филиале банка HSBC.
Ожидается, что в этом году мировая экономика в целом будет чувствовать себя намного лучше. Но, исходя из нынешней ситуации, низкие процентные ставки будут по-прежнему не допускать иностранных инвесторов на рынок государственных облигаций, в то время как снижение экспорта сократит объем притока иностранного капитала. Пекин затягивает петлю на оттоке капитала и делает Китай всё менее привлекательным для прямых иностранных инвестиций.
Автор статьи доктор Антонио Грасеффо ― эксперт по экономическому анализу Китая, имеет более чем 20-летний опыт работы в Азии, автор книги «За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая».
По материалам Epoch Times