Старенькая медведица, которая родилась в неволе и была выброшена на автосервисе после многих лет жизни в цирке, теперь впервые испытывает радость в медвежьем приюте в Украине.
Чада, которая родилась накануне Рождества 25 лет назад, попала в поле зрения спасателей животных в Украине в 2018 году, когда активисты обнаружили ее в крошечной клетке на станции технического обслуживания автомобилей. Зоолог Марина Шквыря, которая вместе с мужем основала фонд Save Wild и руководит приютом для медведей «Белая скала» под Киевом, заступилась за нее.
«К сожалению, Чада была в нашем Украинском национальном цирке, и ее использовали в течение многих лет», — рассказала госпожа Шквыря в интервью The Epoch Times, добавив, что бывшие владельцы медведицы «просто оставили ее» на СТО, когда она им больше не была нужна. «Несколько лет работники этого автосервиса… подкармливали ее, пытались обеспечить надлежащие условия», — рассказала она.
Однако они ничего не понимали в медведях.
Чада — исчезающий гималайский подвид бурого медведя, один из нескольких сотен оставшихся в мире. Многие из них все еще находятся в цирках или содержатся в неволе и могут дожить примерно до 30 лет.
Узнав о содержании пожилого медведя в неволе, госпожа Шквыря и ее команда поняли, что надо действовать быстро. К 2019 году они разработали план спасения. Чаду, которая имела избыточный вес и была почти слепой, пересадили в транспортный контейнер. Она была «очень агрессивной», пытаясь защитить свое пространство, но находилась под надежным наблюдением экспертов и ветеринаров во время поездки в свой новый дом-убежище — участок площадью два гектара (4,92 акра), где обитают четыре медведя и два волка.
«Это прекрасный день, когда мы открываем клетку и впервые медведь может выйти наружу и увидеть траву, воду, деревья, кусты», — сказала госпожа Шквыря. «Большинство медведей слишком напуганы, чтобы выйти в первый день. … Они боятся этих новых запахов, новых ощущений, животных в соседних вольерах.
«Но Чада была другой историей, она просто вышла за одну секунду и осмотрела весь вольер, несмотря на свои проблемы с глазами. Она попробовала бассейн, каждое растение, траву и забор. Она даже очень агрессивно общалась с медведями через забор в соседних вольерах. Она была очень храброй! Немного нервничала, но была довольна, и мы это чувствовали».
Бывшие хозяева Чады кормили ее человеческой пищей, в том числе сладкими лакомствами, и в результате она страдала от гнилых зубов и поврежденной пищеварительной системы. После карантина и ветеринарных проверок работники приюта разработали для Чады специальный рацион, который поможет ее организму восстановиться после десятилетий заключения — морская рыба, овощи, фрукты, орехи и козий сыр.
Сотрудники приюта сделали несколько изменений в вольере Чады, чтобы помочь ей привыкнуть, в том числе переместили ее в место с меньшим бассейном, поскольку она любит плескаться, и научили играть с игрушками.
«Первый бассейн, который мы предоставили, был очень большой и глубокий… несколько опасный для нее», — говорит г-жа Шквиря. «У нее никогда не было игрушек или чего-то просто для развлечения, поэтому она несколько недель не понимала, что делать с этими предметами».
Воспитателям Чады было очень приятно наблюдать за ней. Она имеет очень сильный характер и, возможно, одна из самых сильных среди всех животных. Они надеются, что она сможет прожить с ними долгие годы.
Несмотря на то, что Чада не любит людей, а персонал уважает ее личное пространство, она научилась распознавать звук ворот, открывающихся для визитов ветеринаров, и сама идет к нужному месту. Она не может общаться с другими медведями, поскольку очень маленькая, но общается со своими «соседями» через ограждение, окружающее ее вольер, и даже обнюхивает или трется с ними лапами и носами.
«Наши медведи весят от 270 до 300 килограммов, а Чада — всего 100 килограммов… поэтому мы не можем открыть ворота и выпустить ее к другим медведям. Это будет очень опасно для нее», — сказала госпожа Шквыря. «Она не понимает, какая она маленькая; пытается показать, что она главная в этом приюте».
Работа медвежьего приюта «Белая Скала» была приостановлена из-за войны в феврале 2022 года — они переселили трех из семи медведей в Германию, а четырех оставшихся медведей эвакуировали на три месяца в заповедник на западе Украины — но приют надеется купить землю и расшириться в будущем.
После четырех лет в своем безопасном приюте Чада стала «очень уверенной в себе и гораздо спокойнее» по сравнению с тем, как она приехала сюда впервые. Но, по словам госпожи Шквыри, спасение старой медведицы — это горько-сладкий опыт, поскольку ее болезненное прошлое нельзя исправить.
Медвежий приют «Белая Скала» держит своих подписчиков в курсе событий о Чаде и других животных, обитающих в приюте, через Instagram.