ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Чтобы противостоять Китаю, Индия пересматривает систему преподавания в гималайских буддийских монастырях

Великая Эпоха
Монастырь Тангюд в деревне Комич перед заснеженными гималайскими горными вершинами, покрытыми облаками в долине Спити, Индия (istockphoto)

В этом месяце Индия готовится выпустить свою первую школьную программу для буддийских монастырей, стремясь унифицировать образовательные программы и воспитать патриотизм в гималайских религиозных центрах, расположенных недалеко от границы с Китаем, пишет Reuters.

Индия, где находится множество древних монастырей, являющихся родиной буддизма, в 1950-х годах получила приток тибетцев, что привело к созданию множества новых учреждений, но теперь она стремится оградить религиозное обучение от влияния Китая.

«Мы пытаемся привить индийскую идентичность через образование вместе с буддизмом, чтобы Китай никогда не смог контролировать наши монастыри в Гималаях», — говорит Малинг Гомбу, буддист, член правящей партии Бхаратия Джаната Парти (BJP).

«Тысячи детей, живущих и обучающихся в отдаленных монастырях, заслуживают образования, признанного и сертифицированного Индией», — добавил Гомбу, один из группы, продвигающей индийские буддийские традиции и национальное образование в Аруначал-Прадеше.

На этот пограничный штат претендует Китай, но Нью-Дели это отвергает.

Около 600 монастырей, разбросанных по северным штатам Сикким, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, а также регионам Джамму и Кашмир и Ладакх, предлагают обучение по четырем типам тибетских и индийских буддийских традиций.

В них также преподаются современные предметы и английский язык, но эти курсы не отличаются последовательностью в рамках общенациональных усилий в области образования, направленных на то, чтобы создать единую идентичность из пестрого набора языков и религий Индии.

«Нерелигиозное образование, которое преподают монахи или монахини, не признается за пределами монастырей», — говорит Раджив Кумар Сингх, директор Национального института открытого школьного образования при министерстве образования.

Сингх, работавший над новой учебной программой, которая стала итогом пятилетней работы по оценке, говорит, что она призвана подготовить индийских и тибетских студентов к академической жизни в Индии.

«Они (тибетцы) могут свободно изучать историю Тибета и свои традиции, но им следует изучать Индию, поскольку они проживают здесь и нуждаются в надлежащем образовании, чтобы получить работу вне монастырей».

В правительственном документе, с которым ознакомилось агентство Reuters, говорится, что 20 монастырей, расположенных вблизи 3000-километровой границы с Китаем, согласились принять новую учебную программу, а в остальных она будет введена в действие позднее в этом году.

Однако монахи некоторых монастырей, таких как Гонтсе Гарден Рабгье Линг в Аруначал-Прадеше, говорят, что их учебная программа, посвященная буддийской философии, наряду с современным образованием, тщательно продумана, чтобы удовлетворить потребности детей, которые могут стать проповедниками.

«Мы не считаем, что в нашем монастыре необходимо вводить обязательные для правительства учебные программы, поскольку это может нарушить ритм, сложившийся с 1970-х годов», — говорит Геше Дондуп, религиозный учитель монастыря, в котором в этом году обучается около 300 человек.

Десятки тысяч тибетцев нашли убежище в Индии, куда их духовный лидер и лауреат Нобелевской премии мира Далай-лама бежал, когда китайские войска подавили попытку восстания на их родине в 1959 году.

Агентство Reuters ознакомилось с первой партией учебников, подготовленных для монастырей сотрудниками министерства образования и индийскими учеными-буддологами. В них подробно рассматривается современная и древняя история Индии, а также роль страны в борьбе за свободу Тибета.

Помимо обязательного изучения английского, хинди и родного языка бхоти, в текстах также делается упор на математику, естественные науки и компьютерную подготовку.

Один из сотрудников министерства внутренних дел на условиях анонимности сказал, что упорядочение образования в монастырях в отдаленных стратегических районах является частью более масштабного плана по ограждению религиозных учреждений от влияния Китая.