Группа уйгурских мужчин, задержанных в Таиланде более десяти лет назад, заявила, что правительство Таиланда готовится депортировать их в Китай, что встревожило активистов и членов их семей, которые утверждают, что в случае возвращения мужчины рискуют подвергнуться жестокому обращению и пыткам.
В письме, полученном Ассошиэйтед Пресс, 43 уйгурских мужчины, содержащихся в Бангкоке, обратились к общественности с призывом остановить то, что они называют неминуемой угрозой депортации.
«Нас могут посадить в тюрьму, и мы можем даже потерять жизнь», — говорится в письме. «Мы настоятельно призываем все международные организации и страны, занимающиеся правами человека, немедленно вмешаться и спасти нас от этой трагической участи, пока не стало слишком поздно».
Уйгуры — тюркская, в большинстве своем мусульманская народность, проживающая на крайнем западе Китая, в регионе Синьцзян. После десятилетий конфликта с Пекином из-за дискриминации и подавления их культурной самобытности китайское правительство начало жестокие репрессии против уйгуров, что некоторые западные правительства считают геноцидом. Сотни тысяч уйгуров (возможно, миллион или больше) были согнаны в лагеря и тюрьмы. Бывшие заключенные рассказывают о жестоком обращении и болезнях, в некоторых случаях — со смертельным исходом.
Более 300 уйгуров, бежавших из Китая, были задержаны в 2014 году властями Таиланда вблизи границы с Малайзией. В 2015 году Таиланд депортировал 109 задержанных в Китай против их воли, что вызвало международный резонанс. Другая группа из 173 уйгуров, в основном женщин и детей, была отправлена в Турцию, в результате чего 53 уйгура застряли в тайской иммиграционной тюрьме и попросили убежища. С тех пор в заключении умерли пятеро, в том числе двое детей.
Из 48 человек, все еще содержащихся под стражей тайскими властями, пятеро отбывают тюремный срок после неудачной попытки побега. Неясно, ждет ли их та же участь, что и тех, кто находится в иммиграционном изоляторе.
Защитники и родственники рассказывают о тяжелых условиях содержания в иммиграционной тюрьме. По их словам, мужчин плохо кормят, содержат в переполненных бетонных камерах с небольшим количеством туалетов, лишают гигиенических принадлежностей, таких как зубные щетки или бритвы, и запрещают общаться с родственниками, адвокатами и международными организациями. Обращение тайского правительства с задержанными может представлять собой нарушение международного права, говорится в письме экспертов ООН по правам человека, направленном правительству Таиланда в феврале 2024 года.
Иммиграционная полиция заявила, что старается заботиться о задержанных как можно лучше.
Записи и чаты, полученные исключительно AP, показывают, что 8 января сотрудники иммиграционной службы Таиланда попросили задержанных уйгуров подписать бумаги о добровольной депортации.
Этот шаг вызвал у задержанных панику, поскольку аналогичные документы были представлены уйгурам, депортированным в Китай в 2015 году. Задержанные отказались подписывать документы.
Три человека, включая тайского законодателя и двух других, знакомых с тайскими властями, сообщили AP, что в последнее время в правительстве обсуждался вопрос о депортации уйгуров в Китай, хотя эти люди еще не видели и не слышали о каком-либо официальном распоряжении об этом.
Двое из них сказали, что тайские чиновники, настаивающие на депортации, решили сделать это сейчас, поскольку в этом году исполняется 50 лет со дня установления дипломатических отношений между Таиландом и Китаем, а также потому, что считают, что реакция Вашингтона будет приглушенной, поскольку США готовятся к смене президента.
Эти люди говорили на условиях анонимности. Министерства иностранных дел Таиланда и Китая не сразу ответили на просьбы о комментарии.
«Нет никаких доказательств того, что 43 уйгура совершили какое-либо преступление», — сказал Питер Ирвин, помощник директора по исследованиям и адвокации в Уйгурском проекте по правам человека. «У этой группы есть четкое право не быть депортированной, и они действуют в рамках международного права, покидая Китай».
«Мы также слышали о неподтвержденных сообщениях и незамедлительно связались с властями, которые заверили нас в обратном», — сказал Бабар Балох, представитель УВКБ ООН. «Мы продолжаем напоминать властям об их обязательствах по невыдворению и выступаем за альтернативы содержанию под стражей».
Принцип невысылки, согласно международному праву, гласит, что никто не должен быть возвращен в страну, где он может подвергнуться пыткам.
Родственники трех задержанных уйгуров рассказали AP, что они беспокоятся о безопасности своих близких.
«Мы все находимся в одинаковой ситуации - в постоянном беспокойстве и страхе», — сказал Билал Аблет, чей старший брат находится в заключении в Таиланде. «Все мировые правительства знают об этом, но я думаю, что они делают вид, что ничего не видят и не слышат, потому что боятся давления со стороны Китая».
Аблет добавил, что тайские чиновники сказали его брату, что ни одно правительство не готово принять уйгуров, хотя в письме от апреля 2023 года, автором которого является председатель Национальной комиссии по правам человека Таиланда, впервые просочившемся в журнал New York Times и независимо полученном AP, говорится, что есть «страны, готовые принять этих задержанных для обустройства».
Абдулла Мухаммад, уйгур, живущий в Турции, говорит, что его отец Мухаммад Ахун — один из тех, кто задержан в Таиланде. Мухаммад говорит, что хотя его отец незаконно пересек границу Таиланда, он не виновен ни в каких других преступлениях, уже заплатил штрафы и провел в заключении более десяти лет.
«Я не понимаю, зачем это нужно. Зачем?» — сказал Мухаммад. «Мы не имеем никакого отношения к терроризму и не совершали никаких террористических актов».