Испанец Хусто Гальего Мартинес (1925-2021) всю свою жизнь посвятил строительству собора, и делал он это собственноручно. Но этот загадочный человек, снискавший славу «Безумного каменщика от Бога» из Мехорада-дель-Кампо, маленького городка близ Мадрида, не был величественным архитектором.
Дон Хусто (его почетное имя) вырос в скромной, набожной фермерской семье, и еще с детства имел глубокую веру в Бога. Его собор построен не из золота и дорогого камня, а из металлолома и переработанных материалов, которые он собирал собственноручно. Когда он начал строить свой собор в 1961 году, на улице говорили, что он сумасшедший; его обычный день в течение следующих шести десятилетий начинался в 3.30 утра.
«Я никогда не учился строительной профессии. … Я вдохновлялся книгами о соборах, замках и других религиозных сооружениях, и они давали толчок моим собственным разработкам. Но моим главным источником вдохновения всегда было Слово Христа», — сказал он в своей краткой биографической справке для фильма «Безумный и собор».
Обучение дона Хусто было прервано гражданской войной в Испании, когда ему было 10 лет, и он стал свидетелем того, как коммунистические бойцы расстреливали священников. Проведя восемь лет в монастыре, он заболел туберкулезом и был вынужден покинуть его, чтобы не заразить других.
«Я вернулся в Мехораду опустошенный моей первой попыткой духовной жизни, закончившейся неудачей», — писал он. «Я решил построить на земле, принадлежавшей моей семье, жертвоприношение Богу. Постепенно здание было возведено, тратя на это семейное наследство. Никаких планов строительства или официального разрешения никогда не было».
Шаг за шагом дон Хусто начал работать над воплощением своего видения в невзрачном пригороде Мадрида. В основном его материалы состояли из бетона, битого кирпича и цветного стекла, а для колонн были использованы старые бочки от бензина.
На протяжении всего строительства, которое длилось почти 60 лет и привело к возведению здания общей площадью 86 000 квадратных футов, ни разу не был задействован подъемный кран. Собор включает 120-футовый купол (по образцу базилики Святого Петра в Ватикане), огромную крипту, часовни, монастыри и библиотеку.
Хусто было 96 лет, когда он умер в одиночестве, в своем соборе, после года болезни. Гигантский проект остался незавершенным, но Хусто завещал его благотворительной организации «Посланцы мира», возглавляемой священником, и ему пообещали завершить дело всей его жизни, сообщает Church Times.
За пять лет до своей смерти, в разговоре с Great Big Story, Хусто подчеркнул, что его мотивацией для ежедневного создания своего видения была преданность и ничто другое. Он знал, по его словам, что никогда не увидит его завершенным при жизни.
«Я не хочу ничего материального, никаких денег. Поэтому я избавился от всего, даже от своего дома. Невозможно, чтобы я закончил этот собор при жизни, потому что еще так много надо сделать», — сказал он в интервью «Большой истории». «Я надеюсь, что после моей смерти этот собор… ну, я оставляю его в Божьих руках. Я не знаю, как далеко он зайдет. Лучше, чтобы Бог взял на себя управление».
Хусто посвятил свой собор Деве Марии и назвал его Нуэстра Сеньора дель Пилар, хотя доминирующая в Испании Римско-Католическая Церковь никогда не признавала его сакральным объектом, сообщает Church Times.
Но городской совет Мехорада-дель-Кампо в заявлении, опубликованном в начале трехдневного траура по строителю, отметил: «Дух его творения останется в памяти людей: „Дух его работы навсегда останется в сердцах тех, кто восхищался этим собором — гениальным творением, построенным на пожизненных незыблемых качествах веры, настойчивости и преданности“».
По данным Atlas Obscura, дон Хусто как-то сказал, что если бы ему снова представилась возможность построить собор, он бы «построил его вдвое больше».