ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Как первая реставрация Бурбонов была сорвана возвращением Наполеона из ссылки

Великая Эпоха
Коронационный портрет Людовика XVIII, работа Франсуа Жерара. (Public Domain)

Когда в сентябре 1792 года был свергнут король Франции Людовик XVI и провозглашена Французская республика, казалось, что династии Бурбонов пришел конец. После того, как в следующем году Людовика и его жену Марию Антуанетту казнили, а их 10-летнего наследника (которого роялисты назвали Людовиком XVII) замучили до смерти в тюрьме, мало кто ожидал возвращения к власти семьи, правящей Францией с 1589 года.

Когда непобедимый Наполеон Бонапарт покончил с Республикой и короновал себя императором в 1804 году, мало кто мог предположить, что через 10 лет тучный, больной подагрой инвалид, живший в нищенском изгнании, вернет Бурбонов на трон.

Луи Станислас Ксавье, граф Прованса, был младшим братом Людовика XVI и вторым в линии престолонаследия, когда в июле 1789 года началась Французская революция. Он не отличался импозантностью: был расточителем и вечно в долгах, чрезвычайно толстым, неспособным родить наследника с женой, которую презирал, и политически нечистым на руку. В 1791 году он бежал из Франции и начал жизнь в изгнании, которая продлится 23 года, переезжая из Нидерландов в Италию, Германию, Польшу, Россию и, наконец, в Англию, иногда останавливаясь в чужих домах, иногда живя в маленькой квартире над магазином. После смерти племянника в 1795 году он назвал себя Людовиком XVIII и стал центром планов и заговоров, направленных на возрождение претензий дома Бурбонов на Францию.

Надежды Людовика были иллюзорными, пока правил Наполеон, но когда Бонапарт не выдержал в катастрофической попытке завоевать Россию в 1812 году и столкнулся с грозной коалицией европейских врагов, которые оттеснили его армии обратно в Париж, дело Бурбонов снова зажглось. Из своего английского изгнания Людовик выпустил прокламации, в которых обещал либеральную конституцию для своей страны и отсутствие мести врагам его семьи. В апреле 1814 года войска союзников вошли во французскую столицу, Наполеон отрекся от престола, а Людовик XVIII был провозглашен королем Франции.

Страна, которой теперь правил Людовик, очень изменилась со времени его бегства. Старые провинции с их бесчисленными уникальными привилегиями и обычаями были заменены унифицированными департаментами, католическая церковь беднела и ослабевала, феодальная система была отменена, а крестьяне освобождены от старых обязательств, и жители привыкли думать о себе как о гражданах с правами. Восстановить старую абсолютистскую монархию, к которой привыкли предки Людовика, было невозможно.

Вместо этого Людовик получил конституцию, которая сохраняла правовую систему Кодекса Наполеона, где король правил через двухпалатный законодательный орган — верхнюю палату аристократов и нижнюю палату, избранную голосами состоятельных мужчин (около 1% населения). Король в большинстве своих шагов оставил неприкосновенной государственную службу и освободил политических заключенных.

Картина Жозефа Бома «Наполеон покидает остров Эльба 26 февраля 1815 года» (Public Domain)

Это был компромисс, который, казалось, никого не устраивал. Давние монархисты возмущались невозможностью отомстить революционерам, которые изгнали их и захватили их земли, духовенство сетовало на потерю церковных земель и зданий, владельцы имущества, захваченного во время революции, боялись, что их заставят вернуть его, либералы возмущались заменой национального трехцветного флага на белый флаг Бурбонов, а армия протестовала против массовых сокращений ее бюджета и личного состава после многих лет войны. Холодный энтузиазм по поводу возвращения Людовика уменьшился, когда страна погрузилась в экономический кризис.

Первая Реставрация Бурбонов завершилась бегством Наполеона из заточения на средиземноморском острове Эльба в марте 1815 года. Войска, посланные для его ареста, быстро перешли на сторону императора, когда тот двинулся на Париж. О том, как приняли Наполеона, можно судить по этой комической серии газетных объявлений, появлявшихся по мере его продвижения:

  • 9 марта, Каннибал покинул свое логово.
  • 10 марта, Корсиканский Людоед высадился на мысе Хуан.
  • 11 марта, Тигр прибыл к Гапу.
  • 12 марта, Чудовище заночевало в Гренобле.
  • 13 марта, Тиран прошел Лион.
  • 14 марта, Узурпатор направляет свои шаги к Дижону, но храбрые и верные бургундцы массово восстали и окружили его со всех сторон.
  • 18 марта, Бонапарт находится всего в шестидесяти лигах от столицы; ему посчастливилось вырваться из рук преследователей.
  • 19 марта, Бонапарт продвигается быстрыми шагами, но он никогда не войдет в Париж.
  • 20 марта, Наполеон завтра будет под нашими валами.
  • 21 марта, Император в Фонтенбло.
  • 22 марта, Его Императорское и Королевское Величество, вчера вечером, прибыл в Тюильри, среди радостных возгласов своих преданных и верных подданных.

Незадолго до прибытия Наполеона Людовик XVIII бежал в Англию. Первая Реставрация Бурбонов закончилась.

Джерри Боулер — канадский историк и старший научный сотрудник Центра государственной политики Frontier.

Мнения, высказанные в этой статье, являются мнениями автора и не обязательно отражают взгляды The Epoch Times.