Правитель царства Цзинь попросил Ци Хуанъяна помочь ему выбрать подходящих людей на важные должности в стране. Ци беспристрастно советовал ему имена, которые чрезвычайно удивили царя Цзинь. Иллюстрация: Екатерина Чан/Великая Эпоха
В период Весны и осени (770—476 до н.э.) в царстве Цзинь жил военачальник по имени Ци Хуанъян. Он славился своими справедливостью и самоотверженностью.
Однажды Ци Хуанъяна вызвал во дворец правитель царства Цзинь и спросил его, знает ли он кого-то, кто бы подошёл на должность судьи в уезде Наньян. Не долго думая, Ци ответил: «С этой должностью определённо замечательно справится Се Ху».
Услышав, кого советует Ци, царь был весьма удивлён, ведь отец Се убил отца Ци. Тогда царь спросил: «Я не ослышался, ты сказал „Се Ху“? Разве он не твой враг? Как же это ты предлагаешь назначить его?»
Ци уверенно ответил: «Да. Но Вы спросили меня лишь о том, кто был бы подходящим судьёй для уезда, а не о том, приходится ли Се Ху мне врагом».
Правитель царства Цзинь был поражён ответом Ци и стал ещё больше доверять ему. Се назначили судьёй уезда Наньян. Как и ожидалось, Се сделал для людей много хорошего, и многие им восхищались.
Какое-то время спустя в суд потребовался новый судья. Тогда царь снова спросил у Ци, кто бы, по его мнению, был подходящим человеком на эту должность. Ци ответил прямо: «Ци У, безусловно, может быть хорошим судьёй».
Снова удивлённый предложением Ци, из любопытства царь спросил его: «Разве Ци У не приходится тебе сыном? Как же это ты предлагаешь своего сына? Ты не боишься, что об этом пойдёт молва?».
Улыбаясь, Ци ответил: «Вы спросили меня, кто был бы подходящим судьёй, а не о том, является ли Ци У моим сыном». В результате Ци У назначили судьёй. Он оказался очень хорошим судьёй и завоевал большое уважение людей.
Когда
Конфуций услышал об этих двух предложениях Ци, он похвалил его и сказал: «Предлагая кого-то на работу, Ци принимал во внимание лишь умения и способности этого человека, независимо от того, этот человек ему враг или сын. Ци Хуанъян — поистине воплощение справедливости и беспристрастия».
История эта записана в классическом тексте «Люй Бу Чунь Цю» (1). Фраза 大公無私 (dà gōng wú sī), которая означает «быть воплощением справедливости и беспристрастия», принадлежала Конфуцию, а позже стала идиомой. Её используют, чтобы описать человека совершенно беспристрастного и бескорыстного, или соответствующие поступки.
Примечание:
Произведение «Люй Бу Чунь Цю», также известное как «Летопись Лу», — это энциклопедический китайский классический текст, который был составлен около 239 г. до н.э. Люй Бувэем, первым министром династии Цинь. Он состоит из 26 книг и содержит около 100 тысяч слов. Это бесценный сборник ранних китайских идей и
культуры.
Читайте также:
Культура Китая: Талантлив на восемь доу — идиома 63
Культура Китая: Размахивать топором у ворот Лу Баня — идиома 62