ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Возможно ли возобновление «холодной войны»?

Великая Эпоха
Возобновление «холодной войны» на сегодняшний день невозможно. Таково мнение участников пресс-конференции, состоявшейся 21 февраля в Москве, в РИА "Новости".

Участники пресс-конференции «Возможно ли возобновление «холодной войны»? Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
Участники пресс-конференции «Возможно ли возобновление «холодной войны»? Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
«Холодная война – это, прежде всего, борьба идей и идеологий. Но говорить о том, что в России есть какая-то мощная идеология, которая тотально пронизывает все общество, мы не можем. Некорректно утверждать, что Россия — это страна, наращивающая обороты во внешней политике, поэтому говорить о том, что будет «холодная война», нельзя», - считает заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Мирославович Маркедонов.

По его мнению, ведется война «пиар-пропагандистская», в которой «одной командой, пытающейся возродить образ Советского Союза, выступают «ястребы» вашингтонские и московские с целью решения собственных проблем, в том числе и внутриполитических. Главная задача – не увлекаться пиар-играми, этой иллюзий успешности, вокруг холодной войны».

С такой точкой зрения согласен и директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Васильевич Злобин.

По его словам, период «холодной войны» между СССР и Западом был «понятным и простым». «Сегодня ситуация гораздо сложнее, менее предсказуема, более опасна. Идут фундаментальные изменения в геополитике, геопорядке, идет складывание мирового порядка и ни о какой «холодной войне» в данном случае речи быть не может. Я думаю, что ситуация гораздо более тревожная», - отметил он.

«Мы имеем дело с миром, правила игры, правила жизни которой мы не знаем. Не знаем, на что обращать в этом мире внимание, и что является самым главным, - сказал Злобин. - Мы сталкиваемся с новой проблемой, о которой мы не знали в 20 веке – это отсутствие привлекательных моделей на мировом политическом рынке. А когда отсутствуют позитивные модели, то мир становится менее управляемым, потому что непонятно, какова система координации, куда стремятся страны, и что они хотят. Растет доля экспромта, импровизации, что ведет к еще большему усилению непредсказуемости. Мир, в котором мы живем, является непредсказуемым».

«Сейчас идет нормальная конкуренция – полувоенная, полуполитическая, полуэкономическая, - а «холодная война» — это понятие из прошлого, это попытка объяснить непонятные процессы, происходящие в мире, понятными, но не всегда адекватными терминами», — сказал в заключение Николай Злобин.

На вопрос корреспондента «Великой Эпохи», «какую роль играет Китай в отношениях между Россией и Америкой», политологи ответили следующим образом.

По мнению, Сергея Маркедонова, «Китай – фактор не слишком хорошо изученный. Нам не хватает просто достаточно адекватного знания о Китае. Либо Китай слишком демонизируется, либо его роль где-то игнорируется. Китайскую позицию надо изучать более серьезно, более детально. Нужны реальные знания. У Китая много проблем. Это по-прежнему крестьянская страна с очень низким уровнем потребления, в этой стране много этнических конфликтов, которые нигде широко не освещаются».

Николай Злобин считает, что «в российско-американских отношениях Китай большой проблемой не является. Есть опасения США по поводу внутренней ситуации в Китае – колоссальные проблемы, связанные с экономикой, которые надо решать, проблемы с обеспечением пахотными землями и доступом к питьевой воде, с образованием, болезнями… Это страна, которая занимает последнее место в мире по уровню доступности к этим вещам. А этнические проблемы…

Я думаю, что на Китай сегодня смотрят не как на потенциального военного или технологического соперника. По подсчетам американских экспертов, Китай отстает от Америки технологически лет на 70, что значит навсегда. На Китай смотрят, скорее, как на источник большой опасности в случае его дестабилизации. Если Китай взорвется изнутри, то мало никому не покажется и в первую очередь России».