ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Открытие самой высокой железнодорожной линии в мире. Приподнимется ли занавес над Тибетом?

Великая Эпоха
В середине 50-х, книга австрийского альпиниста Хайнриха Харрера, достигшего Гималаев среди нас, школьников шла нарасхват. Она сформировала у нас образ далекой и таинственной "Крыши Мира", она познакомила нас с Далай Ламой и идеями буддизма. Пред нами предстал Тибет: горы в вечных снегах, люди с самым простым образом жизни, кочевники, рассеянные по далекой горной стране, высокие перевалы, которые можно пересечь лишь при помощи яков и мудрые монахи при дворе у Далай Ламы.

Печать КПК


О чем думает этот ребенок? Фото: Getty Images
О чем думает этот ребенок? Фото: Getty Images
Долгое время Тибет мне представлялся таким. Однако, что в действительно происходит в этой стране? Коммунистический Китай насильно присоединил Тибет, тибетская культура и духовная жизнь была значительно разрушена. Сотни тысяч мирных тибетцев погибли из-за насилия и голода, женщины подверглись насилию, Тибет в больших количествах заселили китайцы. Крупное народное восстание против китайского господства в марте 1959-го года было жестоко подавлено, Далай Лама был вынужден бежать. Все последующие движения за независимость были подавлены. С 1950-го года визиты иностранных репортеров на "Крышу Мира" запрещены.

Ху Цзиньтао и Тибет


1 июля связь между Пекином и Лхасой, столицей Тибета должна усилиться при помощи дорогостоящей железной дороги. Символичную ленту при открытии перерезал глава государства Ху Цзиньтао. Он воскрешает в тибетцах худшие воспоминания как «палач Тибета». Будучи главой КПК в Тибете, в марте 1989 года он отдал приказ о подавлении большой акции протеста. В октябре 1989 года он ввел чрезвычайное положение, на основе которого была подавлена новая демонстрация за независимость. В большом кровопролитии сотни демонстрантов были ранены, многие скончались, большое количество умерло в тюрьмах.

Оборудование для жителей равнины


Плоскогорье китайской провинции Цинхай, расположенной в 1 000 километрах к северу от Лхасы. 1 июля между Пекином и столицей Тибета Лхасой открылась железнодорожная линия. Благо это или зло для народа и окружающей среды Тибета? Фото: Getty Images
Плоскогорье китайской провинции Цинхай, расположенной в 1 000 километрах к северу от Лхасы. 1 июля между Пекином и столицей Тибета Лхасой открылась железнодорожная линия. Благо это или зло для народа и окружающей среды Тибета? Фото: Getty Images
Теперь КПК дарит тибетцам железную дорогу длиной почти 4 000 километров, которая словно меч вонзилась в абсолютно неприкосновенную горную страну. Поезд имеет места для 900 пассажиров, поездка между столицами с пятью станциями продолжается два дня и стоит 780 юаней (примерно 80 евро). Согласно официальным данным затраты на железную дорогу составили 3,3 миллиарда евро. Будто бы позаботились и о кислородных масках и врачах в тесных пассажирских вагонах. Все-таки, одна четвертая часть дороги проходит на высоте более 4 000 метров, что является испытанием для любого жителя равнины.

Иностранные СМИ под контролем


Иностранные журналисты в первую поездку были допущены лишь в небольшом количестве. В будущем они смогут посещать Тибет лишь раз в год вместе с ежегодными поездками, организованными китайским Министерством иностранных дел под контролем правительства. Таким образом, занавес над Тибетом продолжит существовать, КПК и в дальнейшем будет заниматься политикой подавления. Мы и дальше будем слышать сообщения о разграбленных монастырях и изгнанных монахах и монахинях, которые за их веру заключаются в тюрьму и подвергаются пыткам.

Благодаря этой железной дороге Китай получит надежный доступ к блокпостам на границе с Индией, которые можно оснастить солдатами и ракетами. При строительстве железной дороги коммунистический Китай определенно также рассчитывал на удобный транспорт, при помощи которого можно вывозить из Тибета полезные ископаемые, такие как нефть, уран, золото и уголь.

«Дорога в рай»?


В обмен, многим тибетцам было «позволено» участвовать в строительстве. Их преимущество в том, что они в отличие от рабочих из других регионов не нуждаются в кислородных масках! Спорным является то, как будет реагировать окружающая среда на дорогу из Китая «в рай». Уравновесит ли экономическая прибыль дальнейшую потерю этнической целости Тибета, остается открытым вопросом.

Ники Клэфельдт, Великая Эпоха