ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Помирятся ли Америка с Ираном?

Великая Эпоха
Фото: Spencer Platt/Getty Images News
Фото: Spencer Platt/Getty Images News
Всем давно известно, что игрушки с мирным атомом опасны точно также, как и с военным, ведь в любой момент всё может пойти по сюжету типового американского экшна, когда новейшее и безопасное, на первый взгляд, оружие внезапно выходит из-под контроля.

И тогда миру начинает угрожать смертельная опасность, от которой по принципу «крутые американцы спасают мир» подгнившую цивилизацию оградит стандартный, полностью подогнанный под американскую мечту, суперпупермегагерой…

Оригинал же вышеописанного персонажа, то есть США, «восстановив демократическую справедливость в Ираке», собирается оказать такую же помощь и активно использующему обогащённый уран Ирану, но пока мирным путём. По этому поводу в четверг первого июня в Вене состоялся круглый стол, на котором присутствовали главы дипломатических ведомств так называемой «шестёрки» – постоянных членов Совета Безопасности США, России, Франции, Китая, Великобритании и Германии.

Тогда же ими были одобрены новые инициативы, по решению, так же была продолжена выработка пакетного предложения Ирану, предусматривающая поставки в Иран реактора на легкой воде и атомного топлива для АЭС в обмен на отказ от обогащения урана. В противном случае предлагается для начала как минимум перестать выдавать въездные визы высшим иранским руководителям.

Но, пожалуй, самым значительным событием съезда было выступление госсекретаря Соединенных Штатов Кондолизы Райс, в котором чётко прозвучала фраза о готовности американского правительства к прямому диалогу с Ираном: «Народ Ирана верит, что его страна обладает правом на развитие ядерной энергетики в мирных целях. Мы признаем это право». Однако госпожа Райс не преминула заметить, что «разработки ядерного оружия, проводимые действующим иранским режимом, представляют непосредственную угрозу для всего человечества, включая Соединенные Штаты.

Если иранский режим не прекратит разработку ядерного оружия, это приведет к дальнейшей изоляции страны, к принятию экономических и политических санкций в отношении Ирана». Подобная позиция США была для собравшихся немного обескураживающей, поскольку буквально месяц назад американская сторона и слышать ничего не хотела о переговорах. Достаточно вспомнить только то, как Джордж Буш месяц назад отказался даже отвечать на адресованное ему письмо иранского президента Махмуда Ахмадинежада.

Что же произошло? Почему непреклонные Соединённые Штаты вдруг пошли на уступки, а Иран остался на тех же позициях? Эксперты и члены Совбеза ООН расценивают такие действия по-разному. Так, например, в то время как представитель Еврокомиссии Эмма Удвин, услышала в словах Кондолизы Райс «поддержку усилий, предпринимаемых европейскими переговорщиками по заключению долгосрочного соглашения с Ираном», МИД России приветствовал заявление американской стороны «о готовности подключиться к прямым переговорам с Тегераном в целях урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана».

Директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин полагает, что заявление госсекретаря Райс было попыткой «отхода от чисто военных угроз и поиска компромисса». Он также считает, что «необходимо выработать фундаментальную политику в отношении стран, которые хотят развивать ядерную энергетику в условиях, когда грань между военной и мирной ядерной программой фактически отсутствует, так как наблюдатели могут годами сидеть на ядерных объектах, так и не поняв, в какую сторону данная страна стремится развивать атомные технологии».

В свою очередь газета «Нью-Йорк таймс» уже окрестила принятую США тактику «урановым гамбитом», суть которого состоит в том, чтобы сперва пойти навстречу Тегерану, затем дождаться от него очередного жесткого заявления, а тогда заявить мировому сообществу, что США испробовали «любые разумные шаги, чтобы обеспечить успех переговоров», и силовые методы по отношению к Иранской республике уже не смогут «подмочить» Америке репутацию.

Были и другие мнения, однако все они сошли на «нет», когда в субботу, третьего июня, министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки достаточно мягко, но убедительно заявил о том, что его страна вполне готова к тому, чтобы вступить в переговоры с Соединенными Штатами. Однако о прекращении программы по обогащению урана и речи быть не может.

После двадцати семи лет отсутствия между двумя странами всяких дипломатический отношений такое высказывание многие аналитики расценивают почти как шаг навстречу, хотя некоторые эксперты всё же полагают, что в речи иранского министра сквозил отказ на американское предложение.

В своих суждениях они опираются на такие высказывания господина Моттаки, как обвинения США в том, что «на них лежит вина за военные преступления в Афганистане, Ираке, Абу-Граибе и Гуантанамо», а также заявления о том, что «Кондолиза Райс не сказала ничего нового». …Таким образом, американо-иранские отношения из русла захватывающего сюжетного боевика переходят в стадию «Антонио, я не могу быть с тобой – ведь мы так долго прятали нашу любовь ото всех, даже друг от друга!» - то есть стадию растянутой мыльной оперы, которую все смотрят только для того, чтобы узнать, чем же всё закончится…