ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Боливия Моралеса: Кризис год спустя

Великая Эпоха
Социалист Эво Моралес, пришедший к власти в прошлом году - первый коренной житель в истории Боливии ставший президентом, предсказал большие, радикальные перемены. Спустя год непрекращающихся и все более ожесточенных внутренних столкновений, Моралес продолжил идти прежним курсом, встречая упорное сопротивление.

Президент Боливии Эво Моралес (слева), одетый в традиционное красное пончо, беседует с главнокомандующим боливийской армии Фредди Берсатти во время празднования 181-й годовщины образования провинции Омасуйос. Фото: Aizar Raldes/AFP/Getty Images
Президент Боливии Эво Моралес (слева), одетый в традиционное красное пончо, беседует с главнокомандующим боливийской армии Фредди Берсатти во время празднования 181-й годовщины образования провинции Омасуйос. Фото: Aizar Raldes/AFP/Getty Images
В данный момент страна поляризована на два разных лагеря, в каждом из которых есть экстремистские силы, склонные к применению насилия. Ставшие уже обычными в Боливии ежедневные стычки местного населения с полицией переросли в гражданский конфликт между приверженцами двух соперничающих партий с использованием палок, камней, мачете и пистолетов.

Два человека были убиты и около ста получили ранения 11 января в г. Кочабамба в столкновениях между сторонниками Моралеса и Манфреда Рейеса Виллы, губернатора провинции Кочабамба.

Вилла является широко известным консерватором, который желает большей автономии для своей провинции и выражает враждебность президентской власти. Несколькими днями ранее, 8 января, некоторые из сторонников Моралеса подожгли здание местной администрации.

В этот день нападали даже на журналистов, согласно данным Комитета защиты журналистов. Операторы, фотографы и журналисты Репортерского комитета по защите свободы печати подверглись 11-и нападениям со стороны протестующих, которые поддерживали правительство и полицию.

Расколотое общество


Жестокую борьбу можно объяснить расколом боливийского общества на бедных и богатых, а также на непропорциональный уровень благосостояния разных провинций. В горных районах с преимущественно коренным населением царит бедность и нестабильность, тогда как экономический двигатель страны, включая центры разработки природных ископаемых и сельскохозяйственную промышленность, располагается на восточных равнинах.

План национализации месторождений природного газа был в стадии разработки еще тогда, когда Моралес только вступил в должность президента в январе 2006 г. Этот план был введен в действие несколькими месяцами позднее. Первоначально он был задуман, чтобы остановить «разграбление» национальных природных ресурсов иностранными корпорациями, но это все же не смогло успокоить доминирующую белую элиту нации, видевших президента враждебным и готовым выполнить свои обещания.

К тому же, это явилось хорошей мотивацией для богатых землевладельцев и их окружения возобновить свои притязания на более существенную провинциальную автономию. Вот каким образом Эво Моралес, сделавший себя известным благодаря социальным движениям и крупным демонстрациям, вкусил своего собственного лекарства. На протяжении нескольких недель оппозиция выражала протесты на улицах восточных провинций.

В то время как многие противники Моралеса боятся за свои экономические выгоды, другие не желают поворачиваться в сторону левых, что происходит все чаще.

«В прошлом году мы национализировали природный газ; в этом году национализируем рудники», - сказал Моралес во время пребывания в Никарагуа несколькими неделями ранее на церемонии инаугурации президента Даниэля Ортеги, по информации Ассошиэйтед Пресс.

Экономические вопросы беспокоят элиту государства, но значительные политические перемены также являются причиной нынешнего конфликта. Президентская партия «Movimiento al Socialismo» (MAS или «Движение к социализму») надеется изменить конституцию так, чтобы позволить национальному этническому большинству играть более существенную роль на государственной политической арене. Оппозиция надеется на изменения в конституции государства, чтобы принимать законопроекты двумя третями палаты парламента, тогда как МАS добивается абсолютного большинства, так как он контролирует только 52 % парламента.

Обострение напряженности, возникшее в результате этих конфликтов, побудило Международную кризисную группу - организацию, которая проводит анализ конфликтов и стремится их предотвратить посредством издания политических рекомендаций, опубликовать отчет о ситуации в Боливии. Этот отчет был опубликован 8 января под заголовком «Реформы в Боливии: Опасность нового конфликта».

Основные выводы отчета констатируют, что два клана должны осудить насилие; правительство должно прекратить свои нападки на элиту в Санта-Круз (богатом городе в восточном регионе страны) и удовлетворить требования коренных жителей страны; мятежные провинции должны оставить свои сепаратистские угрозы; должен быть назначен, «по возможности, международный посредник для устранения» конфронтации относительно необходимого большинства в законодательном органе, обладающего правом вносить изменения в конституцию.

Тень Чавеса


Моралес, с его верой в социализм, без сомнения является самым верным на континенте союзником венесуэльского президента Уго Чавеса. Взаимодействие вооруженных сил двух стран недавно вызвало скандал в Боливии, когда около 30-и офицеров венесуэльской армии пересекли границу без предварительного санкционирования конгрессом Боливии. По данным «Нью-Йорк Таймс», министр обороны Боливии сообщил, что офицеры прибыли с целью преподать несколько уроков полетов и технического обслуживания вертолетов «Супер Пума», расположенных в резиденции Моралеса близ Каракаса, которые он использует для «личных путешествий».

Однако критики видят в этом определенное вмешательство, опасаясь, что люди Чавеса пришли с целью помочь Ла-Пас повлиять на нынешнюю линию переговоров. В «Нью-Йорк Таймс» были также опубликованы комментарии посла Венесуэлы в Боливии, который заявил, что его страна готова оказать поддержку Моралесу в случае кризиса. Затем он поправился, «говоря о взаимопомощи в общих чертах и невведении войск».

Эти близкие взаимоотношения и влияние Чавеса раздражают некоторых боливийцев даже больше, чем поддержка левых на прошлых выборах в Латинской Америке. Это нанесло ущерб кандидатам, ближайшим к Моралесу идеологически - очень известным Олланте Хумала из Перу и Андресу Мануэлю Лопесу из Мексики.

Сильный мира сего из Каракаса только что уполномочен еще одним мандатом, посредством которого он планирует изменить конституцию так, чтобы неограниченно продлить свой президентский срок. Для человека, чье самолюбие отражается по всей стране на гигантских плакатах с его образом, кажется, нет ничего сдерживающего.

Ноэ Шартье. Великая Эпоха