Новый премьер-министр Китая Ли Цян подтвердил политику «реформ и открытости» правящей Коммунистической партии Китая (КПК) во время форума в Боао несколько дней назад. Однако наблюдатели считают, что, пока существует КПК, фундаментальная политика и экономическая ситуация не претерпят значительных изменений.
Ли Цян выступил с программной речью на Боаоском форуме — ежегодной встрече высших руководителей стран Азии, состоявшейся в Китае 30 марта, — и заявил: «Что бы ни происходило в мире, мы всегда будем придерживаться реформ и открытости».
Он также сказал, что будут приняты новые меры по расширению доступа, оптимизации бизнес-среды и гарантированию реализации проектов, чтобы все страны мира могли разделить «дивиденды» от развития Китая.
Ранее высшие руководители КПК тоже давали аналогичные обещания. Однако на практике Пекин жестко ограничивает работу иностранных компаний.
В середине марта на три месяца была приостановлена деятельность пекинского филиала компании Deloitte и наложены огромные штрафы. Затем в конце марта был проведён обыск в американской фирме, занимающейся расследованиями в Шанхае, и задержаны пять сотрудников. Также были задержаны сотрудники пекинского офиса японской фирмы.
За последние 30 лет КПК проводила политику «реформ и открытости» бывшего лидера Дэн Сяопина, которая привлекла огромное количество иностранных инвестиций и предоставила китайским предпринимателям и частным предприятиям большую автономию. В результате китайская экономика КПК быстро развивалась.
Си Цзиньпин с приходом к власти стал подавлять частный сектор и закрывать страну от внешнего мира, что многие наблюдатели расценивают как «движение назад».
Наблюдатели считают, что изменение тона КПК в последние месяцы носит условный характер, а не является изменением ее фундаментальной позиции и политики в отношении иностранных компаний и частного сектора.
Ли Шаоминь, профессор международного бизнеса в Университете Old Dominion в Вирджинии, сказал 30 марта в интервью The Epoch Times, что любые изменения в риторике КПК преследуют только одну цель — «сохранить однопартийную диктатуру навсегда», а «все остальное вторично».
На прошлой неделе китайский гигант электронной коммерции Alibaba был разделён. Его основатель Джек Ма лишен контроля над своими компаниями с 2020 года.
Ли добавил: «Единственная определенность политики КПК — это ее неопределенность. Общее направление КПК и Си очень ясно — использовать мощь всей страны для влияния на остальной мир; использовать идею КПК для формирования и изменения мирового порядка».
Для достижения этой цели, по словам Ли, «КПК может использовать свои национальные ресурсы для перекупа политиков и элит по всему миру, а также использовать свой огромный рынок для нанесения ответного удара по странам, которые её критикуют».
«В то же время, она может энергично развивать свою военную мощь, чтобы конкурировать с демократическими странами».
По материалам The Epoch Times USA