Более 10 000 китайцев находились в Украине 24 февраля 2022 года.
Хотя китайское руководство, похоже, было удивлено вторжением России так же, как и весь остальной мир, этот шок не вылился в осуждение действий Москвы ни тогда, ни сейчас.
Через несколько дней после вторжения государственная газета People's Daily опубликовала сообщение на китайской социальной медиа-платформе Weibo, в котором посольство Пекина в Киеве призвало своих граждан в Украине объединиться на фоне ухудшающейся ситуации.
К тому времени People's Daily, как и большинство СМИ Китая, объединилась с Россией и ее участием в войне в Украине.
Прошло более года, а освещение войны в китайских СМИ по-прежнему во многом повторяет нарратив Москвы и порой представляет собой просто копирование российской военной пропаганды.
«Я перестала пытаться понять, что происходит», — сказала Al Jazeera 24-летняя Ю-Лин Сон из Сямэня.
По словам Сон, китайские СМИ сообщают одну версию, а западные СМИ и их западные друзья — совсем другую. Это приводит в замешательство, добавила она.
Синь-И Линь из Шанхая еще не оставила попыток понять ситуацию в Украине. Но она пришла к выводу, что, когда речь заходит о войне, Китай существует в информационном пузыре.
«Я думаю, что большинство китайцев не замечают этого, потому что они либо не обращают внимания на войну, либо получают новости о ней только из китайских СМИ», — сказала она в интервью.
«Но если вы сможете выглянуть за пределы файервола [термин, используемый для описания китайской цензуры Интернета], вы увидите, что в международных и западных СМИ о войне говорят совсем по-другому и освещают ее совсем по-другому», — сказала она.
В самом начале вторжения китайская государственная вещательная компания CCTV распространила утверждения о том, что Соединенные Штаты финансировали разработку биологического оружия в украинских лабораториях. Также сообщалось, что президент Украины Владимир Зеленский бежал из Киева после первой волны российских атак.
Затем китайские СМИ послушно передали российские утверждения о том, что сообщения о пытках и убийствах украинских гражданских лиц в городе Буча под Киевом были «фальшивыми новостями».
Все это время вторжение называлось и продолжает называться «специальной военной операцией», как и в российских СМИ.
Несмотря на неоднократные заявления китайских лидеров о том, что Китай является нейтральной стороной в войне России против Украины, государственные СМИ страны далеки от беспристрастного наблюдателя за конфликтом.
Брайан Тан из Гуанчжоу в основном получает информацию о войне через зарубежные СМИ.
По словам 33-летнего Тана, это означает, что он не может обсуждать войну с большинством людей, потому что они в основном получают информацию из китайского телевидения и китайских интернет-новостей.
«Это означает, что у вас не только разные мнения, но и разные реалии», — сказал Тан.
По его словам, также нет смысла делиться своими мыслями о войне в китайских социальных сетях.
«Ваши сообщения могут быть удалены цензорами, а ваш аккаунт может быть заблокирован или еще хуже».
В начале войны несколько общественных деятелей и преподавателей китайских университетов поделились критическим отношением к вторжению России, но их сообщения быстро подверглись цензуре, а их аккаунты в социальных сетях были удалены.