30 мая Еврокомиссия предложила ввести всеобщую карту донора органов. Это единая карта для всего Евросоюза, она будет гарантировать достаточное количество доноров органов для трансплантаций и точно указывать происхождение органа.
После голландского телешоу, показавшего Лизу, молодую женщину на «последней стадии рака», прояснились европейские нормы уважения этики и медицинского права в вопросах использования органов. Что испытывают европейцы перед лицом смерти? Как будут контролироваться вопросы получения органов в 27 странах? Не существует ли риск, что пример Китая с его насильственным забором органов окажется заразительным?
Когда из смерти делают шоу
Европейская статистика указывает, что только 12 % европейцев всегда имеют при себе карту донора органов. В то же время большинство из них (56 %) благосклонно относятся к изъятию органов после смерти. Остались бы эти цифры таковыми, если бы контекст смерти донора и способ поставки органов нуждающимся вышли за рамки морали и медицинской этики?
Для иллюстрации этого вопроса голландская телесеть BNN начала демонстрацию The Big Donor Show, в котором зрители выбирали одного из трех кандидатов на получение органов. Эти три кандидата должны были убедить 37-летнюю женщину, болеющую раком, передать им почки после ее смерти. Реакция голландского правительства была сильной, оно призвало к строгому соблюдению норм морали, когда речь идет о столь деликатном вопросе, как извлечение пользы из смерти другого человека. Несмотря на согласие донора, телепередача была «неприемлемой и противоречащей морали, так как она основывалась на форме соревнования», сказал министр образования и культуры Нидерландов Рональд Пластерк, по образованию микробиолог и в прошлом директор института рака Голландии. Дирекция BNN защищала себя, поясняя, что сознательно стремилась к тому, чтобы общественное мнение откликнулось на проблему пересадки органов. Можно ли утверждать, что необходимо было прибегать к столь гротескным сценам, чтобы заставить людей задуматься над этими проблемами? Ответом послужил тот факт, что в это же время Еврокомиссия предложила 30 мая создать программу контроля и регламентации передачи органов для Евросоюза.
Европа стремится заострить внимание на проблеме изъятия органов у умерших людей
Комиссар Евросоюза по вопросам здравоохранения Маркос Киприану высказал свое «недовольство по поводу того, что деликатная проблема жизни и смерти, была использована в коммерческих целях». Он представил программу мер для поощрения пожертвования органов, направленную на привлечение внимания людей к этим деликатным вопросам, мало освещаемым СМИ. Эта программа введет европейские нормы передачи органов, что приведет к выработке настоящих норм и контролю трансплантации, именно благодаря общеевропейской карте доноров органов.
Предлагая создание такой карты, г-н Киприану надеется усилить внимание общества. «Чем больше людей будет обсуждать этот вопрос в семьях заранее, тем легче будет человеку согласиться отдать свой орган». Он считает, что введение общеевропейской карты доноров органов, единых норм качества и безопасности органов и самой трансплантации могли бы гарантировать достаточное количество органов и надежность их использования. Брюссель должен к концу 2008 - началу 2009 годов выпустить директиву (европейский закон), утверждающую общие нормы для качественной и безопасной передачи органов на всех этапах трансплантации, а также системы контроля и инспектирования для всех 27 стран членов Евросоюза.
Перед смертью все равны?
Где грань того, на что мы способны перед возможностью получения быстрой выгоды? Эта телепередача NNВ, в которой играли со смертью и выживанием, является исключением, и нашлись ли люди, способные «уничтожить» одного нуждающегося за счет другого? Это ли не начало всеобщего размышления над моралью выбора, который делает индивидуум в вопросах права на жизнь и человеческое достоинство? Не в этом ли проявляется наше собственное уважение к своей жизни?
Этой самооценке будет способствовать общеевропейская карта доноров органов. Она позволит выработать единое отношение к торговле десятками тысяч органов, которая происходит сегодня в Китае, где забирают органы у приговоренных к смертной казни. Наше чувство нравственности восстанет, когда мы поймем, что 70 % этих процедур производится над последователями Фалуньгун без их согласия, лишь для пополнения рынка органов, столь доходного дела для китайских властей.
Последователи Фалуньгун - узники совести, ставшие заключенными без суда, лишь по воле КПК, которая создала с 1999 года рынок органов для продажи и для поддержания системы (очень тщательно продуманной и разветвленной) подавления и контроля китайского народа. Последователи Фалуньгун считаются врагами народа из-за выбора жизненных нравственных норм и поступков, соответствующих понятию истина, проявляя терпимость и сострадание, этих трех постулатов их метода духовного совершенствования. Богатые люди из западных или соседних с Китаем стран, приезжающие, чтобы воспользоваться доступными живыми органами, имеющимися в большом количестве и получаемыми в немыслимо короткие сроки, осознают ли они свой реальный вклад в работу этой коммунистической машины, решившей 8 лет назад воспользоваться жизнями десятков тысяч человек, без их на то согласия, чтобы получить доход? (Эту информацию можно получить в докладе об изъятии органов Д.Килгура и Д. Мейтаса, опубликованном 31 января 2007 г.).
Когда смерть выходит из области медицины и попадает в торговую сферу, это выход за пределы реальности, когда уже не встает вопрос морали, это полная противоположность этике. С этой точки зрения представляется, что Европа желает проявить твердую позицию по поводу открытости и значимости вопросов жертвования и изъятия органов. В этом деликатном вопросе моральные устои Запада остаются в рамках медицинского права, Европейской конституции и уважения смерти, которое, как нас учили, выделяет человека из мира животных.