ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Глобализация - гуманизм и игры с цифрами

Великая Эпоха
«Пекин-Брюссель-Гамбург: глобализация любой ценой?» - это название одной из тем дискуссии, проходившей 8 мая в Гамбургском музее искусств и ремесел, в котором собрались люди для разговора о том, как Европейский союз должен реагировать на китайский бум.

Гамбург. Фото: LIJA PETER/AFP/Getty Images
Гамбург. Фото: LIJA PETER/AFP/Getty Images
Этот острый диалог прошел между журналистом «Manager Magazins», автором книг: «Вызов Китая. Как китайский взлет изменяет нашу жизнь», «Наступление из Азии» - Вольфгангом Гирном и видным представителем хозяйственных и научных кругов - профессором доктором Эберхардом Зандшнайдером, директором немецкого общества международной политики, который тоже написал книгу о Китае «Глобальные соперники: Ужасающий взлёт Китая и бессилие Запада». Эту словесную баталию должны были комментировать американский торговый представитель Джоди Гентилоцци и генеральный консул Китая Цзиншен Ма. Однако ведущий мероприятия, журналист Юрген Хойер вскоре констатировал: «Никакого спора не произошло».

«Они просто это строят»


Все были единодушны в том, что следует идти более новаторским путем и разрабатывать лучшие продукты. Но инновационное преимущество западных стран над азиатскими стало незначительным, поэтому сами люди по отношению к этому лозунгу стали скорее пессимистичны. В Китае просто быстрее действуют, констатировали с трибуны. И затем принялись говорить о ценностях, которые препятствуют более интенсивному развитию.

Гирн: «Одним из примеров является генные и биоинженерные технологии. Мы хорошо знаем о дискуссиях, посвященных этической стороне этой проблемы, которые проходят на Западе, прежде всего в Германии. Однако в Китае подобных дискуссий не существует. Таким образом, они догоняют или даже обгоняют нас, а мы утрачиваем свое инновационное превосходство».

Образование - как основа для нововведений


Единодушие царило также и во мнении, что западные страны должны инвестировать в обучение, школы и дальнейшее образование. Гирн: « Мы должны здесь, на Западе быть более инновационными. Если образование является основой для инноваций, мы должны вкладывать ещё больше средств в образование - это для меня самый важный вывод». Гентилоцци констатировал: «Китай выпускает более чем в 8 раз больше инженеров, чем США, а Индия - в 5 раз больше. У США много пунктов на повестке дня, но в сегодняшней ситуации на первый план выдвигаются следующие проблемы: реформа образования, дальнейшее образование взрослого населения. Мы нуждаемся в квалифицированных специалистах, ищущих работу». Зандшнайдер ссылался на то, что по успеваемости в лучших университетах мира азиаты постоянно занимают ведущие позиции.

Игры с большими числами


Генеральный консул Цзиншен Ма видит Китай всё ещё развивающейся страной: «Хотя сегодня Китай и занимает четвертое место в мире по валовому продукту, но если рассчитать валовой продукт на душу населения, то Китай окажется на 110 месте, приблизительно на уровне Конго или Украины. В Китае 150 миллионов людей имеют ежедневный доход менее 1 доллара США». Но это всё же не убеждает Зандшнайдера: «Эти числа будут честными только в случае, если их соотнести с покупательной способностью. Если у Вас есть 1 доллар в день в Гамбурге, то это мало. Но если вы можете купить костюм за 2,5 доллара в регионе, где люди имеют доллар в день, то все изменяется. А любимым приемом, с помощью которого можно напугать старых бабушек и детей - это игра с 1,3 миллиардами китайцев. Если я хочу представить вам Китай сильным и могучим, тогда буду оперировать абсолютными цифрами, и вы побледнеете от страха, а если я хочу показать Китай не таким опасным, то буду вести расчеты на душу населения. Любое число, которое я поделю на 1.3 миллиарда, будет маленьким».

Китай и демократия


Сложной проблемой, озвученной с трибуны, оказался вопрос демократии. Джоди Гентилоцци: «Мы не можем постоянно неизменно придерживаться одного мнения. Мы должны знакомиться друг с другом, чтобы лучше понимать друг друга». Профессор Зандшнайдер перешёл к разговору о Тайване: «Извините, генеральный консул, но опровержением утверждения, что демократия в азиатско-конфуцианском обществе не может функционировать, служит пример Тайваня и Южной Кореи. Они доказывают, что это работает. Потому что люди там нашли эту ценность достаточно привлекательной, чтобы привить её в своей стране».

Ма был вынужден рассказать, насколько демократичной стала его страна. Просто это другая демократия. И он перечислил, как много свобод по сравнению с прошлым получили китайцы: рабочим разрешается отправляться на заработки в город, люди имеют право открывать фирмы, им разрешено покупать квартиры. Про экспроприацию земли он ничего не рассказал.

Критические замечания из зала


Тогда из зала последовали критические замечания: «Как обстоят дела с промышленным производством? Каким образом можно бойкотировать товары, которые были изготовлены при эксплуатации служащих. Ещё Нойер констатировал, что незадолго до этого из зала были собраны записки, и потом они согласовывались по темам, какие из них наиболее популярны. Такие вопросы, как цензура в СМИ и Интернете, преследование Фалуньгун, трудовые лагеря, пытки и изъятие органов в Китае были названы из зала в одном предложении, хотя Ма явно глубоко вздохнул, но в заключительной речи с трибуны не проронил об этом ни слова.

«C западным гуманизмом мы не продвинемся вперед»


Одна дама из аудитории взяла на себя смелость вынести ещё один вопрос, связанный с правами человека на обсуждение. «Предприниматели не несут ответственности за соблюдение прав человека, их дело - создавать предприятия, - получила она ответ от Зандшнайдера. - C западным гуманизмом мы не продвинемся вперед». Идеи гуманизма весьма привлекательны, однако по его мнению в будущем будет важно лишь то, насколько «эффективна» и «хороша» та или иная вещь в процессах глобализации. Более позитивно здесь прозвучал американский путь, как его представляет себе Джоди Гентилоцци: «Хотя быстроразвивающаяся экономика может породить страхи о потере тысячи рабочих мест, в то же время тысячи новых рабочих мест возникают вновь. Мы должны не только участвовать в открытой мировой экономике, но и играть ведущую роль и работать совместно с нашими торговыми партнерами. Наша страна извлекает выгоду из силы своего народа, из культурного многообразия и из веры в то, что перед лицом трудностей можно изобрести новое».

Хайке Золяйнски. Великая Эпоха