Правительство Китая заявило в пятницу, что население страны сокращается третий год подряд, что свидетельствует о дальнейших демографических вызовах для второй по численности населения страны мира, которая сейчас сталкивается со старением населения и нехваткой людей трудоспособного возраста.
На конец 2024 года население Китая составляло 1,408 миллиарда человек, что на 1,39 миллиона меньше, чем в предыдущем году.
Китай три года назад стал новым членом группы стран, чье население сокращается, присоединившись к Японии и большей части Восточной Европы.
Причины во многих случаях похожи: Рост стоимости жизни заставляет молодых людей откладывать брак и рождение детей на время получения высшего образования и карьеры. Хотя люди живут дольше, этого недостаточно, чтобы успевать за темпами рождаемости.
Такие страны, как Китай, ограничивающие иммиграцию, находятся в зоне особого риска.
Китай долгое время был одной из самых густонаселенных стран мира, страдая от вторжений, наводнений и других стихийных бедствий, чтобы удерживать население, которое процветало благодаря рису на юге и пшенице на севере. После окончания Второй мировой войны и прихода к власти Коммунистической партии в 1949 году снова появились многодетные семьи, и население удвоилось всего за три десятилетия, даже после того, как десятки миллионов людей погибли во время Великого скачка, имевшего целью революционизировать сельское хозяйство и промышленность, и Культурной революции, произошедшей несколькими годами позже.
После окончания Культурной революции и смерти лидера Мао Цзэдуна коммунистические бюрократы начали волноваться, что население страны превышает её способность прокормить себя, и начали внедрять драконовскую политику «одного ребёнка». Хотя это никогда не было законодательно закреплено, женщины должны были обращаться за разрешением на рождение ребёнка, а нарушительницы могли столкнуться с принудительными абортами на поздних сроках и процедурами контроля за рождаемостью, огромными штрафами и перспективой лишения ребёнка идентификационного номера, что фактически лишало их гражданства.
Сельские районы Китая, где предпочтение отдавалось мужскому потомству, а рождение двух детей всё ещё якобы разрешалось, стали объектом жестоких мер правительства: женщин заставляли предъявлять доказательства наличия менструации, а здания украшали лозунгами вроде «меньше детей — лучше дети».
Правительство пыталось искоренить выборочные прерывания беременности, если должна родиться девочка, но поскольку аборты были легальными и легкодоступными, те, кто работал с нелегальными аппаратами УЗИ, имели процветающий бизнес.
Это стало самым большим фактором однобокого полового соотношения в Китае, где на каждые 100 девочек рождается на порядок больше мальчиков, что повышает вероятность социальной нестабильности среди китайской армии холостяков. В пятничном отчете половой дисбаланс оценивается как 104,34 мужчины на каждые 100 женщин, хотя независимые группы считают, что этот дисбаланс значительно выше.
Еще большее беспокойство в правительстве вызывает резкое падение рождаемости: в 2023 году общее количество населения Китая сократилось впервые за многие десятилетия, и в том же году Китай почти опередил Индию как самую густонаселенную страну мира. Быстрое старение населения, сокращение рабочей силы, отсутствие потребительских рынков и миграция за границу создают серьезное давление на систему.
В то время, как расходы на военные и новомодные инфраструктурные проекты продолжают расти, и без того хлипкая система социального обеспечения Китая шатается, поскольку все больше китайцев отказываются платить взносы в недофинансированную пенсионную систему.
Уже сейчас более пятой части населения в возрасте 60 лет и старше, официальная цифра составляет 310,3 миллиона, или 22% от общего количества населения. По прогнозам, к 2035 году эта цифра превысит 30%, что вызывает дискуссию об изменении официального пенсионного возраста, который является одним из самых низких в мире. С уменьшением количества учеников некоторые пустые школы и детские сады тем временем превращаются в учреждения по уходу за пожилыми людьми.
Такое развитие событий придает определенной достоверности афоризму о том, что Китай, который сейчас является второй по величине экономикой мира, но сталкивается с серьезными проблемами, «постареет раньше, чем разбогатеет».
Правительственные стимулы, включая денежные выплаты за рождение до трех детей и финансовую помощь на оплату жилья, имели лишь временный эффект.
Тем временем Китай продолжает переход к урбанистическому обществу: ещё 10 миллионов человек переехали в города, а уровень урбанизации достиг 67%, что почти на процент больше, чем в предыдущем году.