За развитием и назначением кукольных домиков стоит увлекательная история. Эти миниатюрные сооружения появились в Европе в конце 1500-х годов, а самые первые известные версии происходят из Баварии. Сначала они не были забавой для детей, а скорее своеобразной «вундеркамерой», или кабинетом чудес, как их называли раньше. Состоятельные женщины, чтобы продемонстрировать свой достаток и вкус, буквально хранили их в шкафах.
В более поздних веках кукольные домики начали использоваться молодыми девушками как средство обучения навыкам ведения домашнего хозяйства, которые помогут им, когда они станут женами и матерями. Совершенствование методов производства позволило увеличить массовое производство кукольных домиков в различных стилях, масштабах и ценах. Однако чрезвычайно сложные и изысканные образцы продолжали изготавливаться исключительно как произведения искусства. Кукольные домики, отнесенные к этой категории, открывают увлекательное окно в то, как когда-то украшали богатые дома и как в них жили люди.
Один из самых выдающихся исторических кукольных домиков сегодня хранится в Рейксмузее, национальном музее Нидерландов. Его первая владелица, Петронелла Оортман, была женой состоятельного голландского торговца шелком. Она собрала кукольный домик между 1686–1710 годами, потратив в общей сложности 30 000 флоринов, что равнялось бы стоимости настоящего дома на набережной в Амстердаме. Уделяя время и средства на создание кукольного домика, Оортман также решила сохранить его на холсте, заказав картину Якобу Аппелю в 1710 году.
Картина Аппеля, также являющаяся частью коллекции Рейксмузея, раскрывает несколько элементов, которые сейчас отсутствуют на объекте. На картине можно увидеть, что кукольный домик изначально имел защитные желтые шторы со шлейфами над внешними дверцами шкафов, изготовленными из шпонированного черепахового панциря и оловянных инкрустаций. Когда завесы были закрыты, конструкция напоминала кровать с балдахином.
Сохранилась лишь одна оригинальная кукла: младенец в колыбели. Кроме того, возле кукольного домика когда-то был целый сад с работающим фонтаном. Механическая функция фонтана, как и медный кухонный насос, сейчас утрачена, но эти элементы подчеркивают реалистичность кукольного домика.
Одной из самых заметных особенностей трехмерного «Кукольного дома Петронеллы Оортман» является то, что каждый объект внутри сделан точно в масштабе и из тех же материалов, что и его натуральный эквивалент. Например, в интерьерах можно увидеть скульптурные рельефы на потолке, мраморный пол, тканевые обои, шелковую обивку, а также дубовые и ореховые стены. Оортман заказывала художникам миниатюрные фрески и картины, через Голландскую Ост-Индийскую компанию покупала миниатюрную фарфоровую посуду из Китая, а для изготовления мебели ручной работы привлекала мастеров лозоплетения, краснодеревщиков, стеклодувов и серебряников. Ее пристальное внимание к деталям включает в себя белье в комнате с ее инициалами, а также утюги на чердаке, изготовленные из меди, железа и дерева.
Подобно дому Оортмана, «Кукольный дом королевы Марии» является экстравагантной моделью 20-го века. Королевский фонд коллекций называет его «самым большим и самым известным кукольным домиком в мире». Он был построен для королевы Марии, жены британского короля Георга V, в качестве подарка нации, и сейчас находится в Виндзорском замке.
Королева была известна своей любовью к мелким декоративным предметам.
Ее подруга детства и двоюродная сестра короля, принцесса Мария Луиза, решила создать для нее кукольный домик. Принцесса сформировала комитет для надзора за его строительством и обеспечения точности масштаба и мастерства. Старший куратор декоративного искусства RCT Кэтрин Джонс объясняет: «После Первой мировой войны… комитет очень хорошо осознавал тот факт, что жизнь быстротечна, и они хотели создать памятник эдвардианской Англии». Это им удалось на славу.
Архитектором кукольного дома и его выставочного зала в Виндзорском замке был сэр Эдвин Лютенс, который также является членом комитета. Лютенс, гениальный архитектор 20-го века, наиболее известен своими английскими загородными домами, военными мемориалами и общественными зданиями в Британии и Индии. Несмотря на небольшой масштаб «Кукольного домика королевы Марии», на его создание ушло три года, с 1921 по 1924 год, и он отражает работу более 1500 ведущих британских ремесленников, художников, писателей и производителей.
Сад, сохранившийся до наших дней, создала Гертруда Джекил, новаторская садовница и садовый дизайнер, которая часто сотрудничала с Лютенсом. Как и в случае с интерьерами, цветы и деревья ручной работы выполнены в натуральную величину.
Внутри дома находятся королевские покои, люксы для короля и королевы, укомплектованные грелками и мышкой Фаберже, большой салон и торжественная столовая. Дополнительные помещения включают библиотеку, обшитую ореховыми панелями, в которой представлены миниатюрные книги, написанные целым рядом выдающихся авторов, среди которых: Дж. М. Барри, сэра Артура Конан Дойля, Томаса Гарди, Редьярда Киплинга, Сомерсета Моэма, А. А. Милна и Виты Саквилль-Уэст. Здесь также есть помещение для персонала, кухня, кладовая и полностью укомплектованный винный погреб с настоящими напитками. Все выполнено в масштабе 1:12 и включает в себя современные удобства, такие как водопровод, электричество и лифты.
Вдохновленный «Кукольным домом королевы Марии», в Соединенных Штатах был начат амбициозный персональный проект под названием «Комнаты Торн», целью которого было задокументировать прежде всего американское и европейское историческое декоративное искусство. Эти комнаты были детищем американской художницы Нарциссы Ниблек Торн. С детства любя кукольные домики, она разработала идею, проектировала и руководила мастерской опытных ремесленников в 1920-1940-х годах. Они изготовили чуть менее 100 сложных миниатюрных комнат; значительную часть работы Торн выполнила собственноручно. Виньетки выполнены в масштабе 1:12, и большинство из них, всего 68, сейчас являются любимой частью коллекции Чикагского художественного института.
Эти комнаты отражают интерьеры от 13-го до начала 20-го века. Некоторые из них содержат крошечные предметы мебели и аксессуары, которые Торн собирала во время заграничных путешествий, но отдельные предметы также были изготовлены на заказ. Ее видение заключалось в том, что эти захватывающие модели будут выставляться в музеях, чтобы публика могла наслаждаться и познавать старинные комнаты без необходимости тратить большие деньги. Для того, чтобы зрители могли создавать собственные воображаемые нарративы, Торн не включила в экспозицию ни одной человеческой куклы. AIC пишет: «Результат — две части фантазии, одна часть истории — каждая комната является сценой размером с обувную коробку, ожидая персонажей и сюжеты зрителей».
Среди выдающихся американских образцов — кухня и гостиная из Массачусетса конца 17-го века и гостиная из Кейп-Кода 1750–1850 годов. Обе имеют уютные камины, наполненные настоящим пеплом, который Торн собрала из пепельниц рабочих, и плетеные ковры. В глааной комнате в Массачусетсе на камине висит миниатюрная модель «Мейфлауэра» как напоминание о том, что пилигримы совершили свое путешествие примерно за 50 лет до того, как здесь появилась эта комната. В комнате Кейп-Код детский чайный сервиз стоит на медном подносе, сделанном из кованого пенни. Торн блестяще передала иллюзию послеобеденного солнечного света, проникающего в комнату. Обе эти комнаты воплощают ностальгию времен Депрессии по старой Америке.
В каталоге выставки «Вдохновляя Уолта Диснея: Анимация французского декоративного искусства» Вольф Берчард, куратор Метрополитен-музея, рассказывает о Торн-румс: «Они являются свидетельством вкуса американских высших классов ХХ века к французскому и английскому декоративному искусству от Людовика XIII до Георга IV, а также состояния исследований истории интерьеров, которые тогда еще находились в зачаточном состоянии». Примеры этого можно найти в двух прекрасных комнатах Торна, французской и английской, конца 18-го века, которые основаны на реальных аналогах.
На выставке «E-24: Французский салон периода Людовика XVI, ок. 1780 г.» Торн вдохновлялась неоклассическим дворцом Малый Трианон на территории Версаля, который тесно связан с Марией Антуанеттой. Королева любила музыку и природу, что отражено в этой комнате Торна: Здесь стоит стул со спинкой в форме арфы, а в убранстве доминируют розы. Мебель, представленная на выставке, была приобретена в Париже.
«E-10: Английская столовая грузинского периода, c. 1770-90» происходит от двух столовых, разработанных выдающимся неоклассическим архитектором жилья Робертом Адамом, чей стиль характеризовался гармонией и элегантностью. Адам отказался от традиционного вида деревянных панелей и обоев, отдав предпочтение декоративной штукатурке с резным рельефом и расписанным панелям в римском стиле.
Все эти причудливые кукольные домики были произведениями любви. Выставленные сейчас как произведения искусства и используемые в качестве учебных пособий, эти миниатюры демонстрируют мастерство, искусство, архитектуру, мировую торговлю и общество своего времени, распространяя радость и восхищение.