Одной из самых любимых праздничных традиций Нью-Йорка является украшение рождественской елки Метрополитен-музея неаполитанским барочным вертепом. Сейчас он выставлен до 7 января 2024 года.
Посетители попадают в зал средневековой скульптуры музея, где их встречает замечательная инсталляция: Перед монументальной позолоченной испанской хоровой ширмой 18-го века стоит 6-метровая голубая ель. Ее украшают 19 херувимов, 59 ангелов и еще 71 фигурка. Эти тонко выполненные миниатюры были изготовлены в Неаполе и в основном датируются второй половиной 18-го века. На вертепе изображено объемное Рождество, которое также называют яслями, с ярко детализированными и красочными изображениями итальянской жизни 18-го века.
Вертеп — это вид искусства, в котором фигурки изготавливаются, а затем расставляются, чтобы рассказать историю рождения Иисуса Христа. Считается, что эта традиция началась когда святой Франциск создал первый вертеп в 1223 году для празднования Рождественской мессы. Эти первые фигурки изготавливались в натуральную величину и были сосредоточены на изображении Святой Семьи.
Лишь в эпоху барокко 17-го века масштаб фигурок уменьшился, а тематика стала шире, включив людей и животных из всех слоев общества. В это время иезуиты специализировались на постановке этих вертепов, вводя в них больше театральных элементов. В Неаполе вертеп стал чрезвычайно популярным и достиг своего расцвета в 1700-х годах. Эти представления сочетали библейские истории с тогдашней жизнью средиземноморского портового города. Самые яркие образцы заказывали аристократы. Документы свидетельствуют, что в свое время король Неаполя Бурбон владел коллекцией из почти 6 000 фигур.
Фигурки были изготовлены разными людьми: ремесленниками, монахинями, производителями текстиля и даже известными скульпторами. В среднем они имеют высоту от 32 до 45 сантиметров, а их размеры зависят от места, которое они должны занимать в сценическом пространстве.
Их лица сделаны из окрашенной терракоты (с итальянского — «выжженная земля»), а тела сформированы из проволоки, обмотанной волокном, которое называется пакля. Руки и ноги, которые можно приспосабливать к различным позам, вырезаны из дерева. Одежда, иногда шелковая, часто украшена аксессуарами, вышивкой и драгоценностями.
Ясли привлекают внимание своими очаровательными деталями. На ветвях дерева, украшающих елку, извиваются волшебные херувимы и прекрасные ангелы, которые держат кадильницы. Развеянные ветром шелковые одежды ангелов являются намеком на драматический стиль барокко, которому отдавали предпочтение иезуиты.
В основе елки изображен классический вертеп со Святым Семейством, пастухами, обожающими свою паству, и процессию трех царей с окружением.
По бокам от центральной фигуры изображены реалистично воспроизведенные крестьяне и горожане. Некоторые из них разговаривают, ходят и занимаются своими делами, не зная о сцене с яслями, тогда как другие оборачиваются, чтобы посмотреть на Рождество Христово.
Среди этой изысканной панорамы есть также замечательные, реалистичные животные, в частности верблюд, собаки, овцы, коровы и слон. Кроме того, изображены архитектурные элементы, в том числе руины храма, вдохновленного храмом на Римском форуме, дома и фонтан в итальянском стиле.
Фигурки Святой Семьи — Богородицы, Младенца Иисуса и Святого Иосифа — изысканно вылеплены. Эти исключительные произведения искусства небольшого размера имеют красиво разрисованные головы и выразительно вырезанные деревянные руки. «Младенец Иисус» вместе с несколькими ангелами приписывают неаполитанскому художнику Джузеппе Санмартино (1720-1793), одному из величайших скульпторов своего времени, известному также своими монументальными мраморными скульптурами.
Несколько его учеников также создавали вертепы, в частности Сальваторе ди Франко, которому приписывают «Богородицу» и «Святого Иосифа». Есть и другие вертепные фигурки, принадлежащие Музею Метрополитен, которые можно связать с именем художника. Девять из них создал Лоренцо Моска, который сделал заметную карьеру: Он работал на престижной Королевской фарфоровой фабрике в Каподимонте, а также был режиссером-постановщиком Королевского рождественского вертепа.
В середине 19 века во время Рисорджименто, политического и социального движения, приведшего к объединению итальянских государств в единую Италию, некоторые из первых владельцев высокохудожественных вертепных фигурок столкнулись с финансовыми трудностями. Как следствие, многие распродали свои коллекции. Появился активный рынок частных лиц и семей, заинтересованных в формировании собственных коллекций этих уже исторических объектов. Одной из таких семей, которая приобрела ряд работ из разных источников, была неаполитанская семья Кателло. После Второй мировой войны для них тоже наступили тяжелые времена, поэтому потомок Эудженио Кателло продал часть коллекции в 1950-х годах.
Одним из покупателей стала американская художница Лоретта Хайнс Говард, которая коллекционировала вертепные фигурки с 1925 года. Это была ее инициатива объединить традиционное Рождество с рождественской елкой. Впервые эта композиция была публично представлена в 1957 году в Метрополитен-музее. В 1964 году она подарила значительную часть своей коллекции вертепных статуэток Музею, где они продолжают выставляться каждый рождественский сезон.
Этот яркий вертеп показывает, что чудеса являются частью повседневной жизни. Он передает магию Рождества и связывает нас с людьми, которые впервые создали и полюбили эти фигурки почти 300 лет назад.