ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Цена золота в Пекине

Великая Эпоха
Гимнастки из китайской сборной, получившей золотую медаль, возможно, видели своих родителей раз в год с трехлетнего возраста, когда государство поместило их в программу подготовки спортсменов. Фото: Al Bello/ Getty Images
Гимнастки из китайской сборной, получившей золотую медаль, возможно, видели своих родителей раз в год с трехлетнего возраста, когда государство поместило их в программу подготовки спортсменов. Фото: Al Bello/ Getty Images
Жесткая дисциплина и жестокая система тренировок спортсменов - в этом таится олимпийский успех Китая. В то время как китайские атлеты дошли до предела своей умственной и физической выносливости, ключевые представители режима сообщают о важности Олимпийского золота для продолжающейся легитимности однопартийного правления.
 
Партия в значительной степени переняла советский подход к подготовке спортсменов. Завоевание медалей становится вопросом изнурения: чем больше население, тем больше денег, чем сильней контроль над спортсменами, тем больше медалей. Будучи автократией, режим способен наложить строжайший контроль над атлетами и их тренировочной программой. По словам партийных чиновников, ответственных за Олимпиаду - одна золотая медаль стоит тысячи серебренных.
 
Начиная с 2001 года, режим вложил миллиарды в «Проект 119» - программу олимпийской подготовки, с целью гарантировать, что в этом году Китай возглавит список победителей. Программа была названа по количеству золотых медалей, доступных в 2001 г. в таких видах спорта, как легкая атлетика, плавание, и гребля - области, где китайские спортсмены традиционно были слабы.
 
В своем стремлении стать победителями, китайские спортсмены отказались от образования, личной финансовой выгоды, и даже от своего здоровья. Детей берут в спортсмены по типу телосложения в очень раннем возрасте, в национальном масштабе.
 
Сотни тысяч детей начинают тренировки на провинциальном уровне, и в последствии отбираются согласно их способностям. Лучшие из них продвигаются по спортивной лестнице, получая возможность соревноваться на национальном уровне, где их соревнования сопровождаются интенсивным давлением.
 
Расходы на проживание спортсмена по бегу с препятствиями Лю Сяня, как и за большинство Олимпийских атлетов Китая, оплачивает государство. В отличие от спортсменов из других стран, где олимпийские претенденты, по большинству, тратят на тренировки пару часов после работы - китайские спортсмены тренируются целыми днями.
 
Согласно «Нью-Йорк Таймс», Лю всю неделю живет в официальной шанхайской спортивной деревне,  а выходные проводит с родителями. Спортивные чиновники организовывают для него заработок от рекламы таких компаний как Nike, Coca-Cola, и Lenovo, и забирают половину дохода. Родители 25-летнего атлета распоряжаются оставшейся половиной.
 
Лю стал известен после того, как он побил мировой рекорд по бегу с препятствиями на 110-метров в 2006 г. и выиграл золото в Афинах в 2004 г. Его можно увидеть на рекламных щитах по всему Китаю, однако правительственные чиновники из отдела спорта сказали его тренеру, что прошлые достижения Лю не будут играть никакого значения, если он не победит в Пекине.
 
Уклоняясь от заранее подготовленных Министерством по делам спорта Китая речей, и разговаривая искренне с иностранными СМИ, Лю дал ясно понять, что давление, под которым он находится, мучительно: «Это просто мука. Я боюсь, как бы не сказал слишком много. Я никогда еще так не нервничал».
 
Британский Олимпийский гребец Мэтью Пинсент рассказал «Би-Би-Си» в 2005 г., как он видел детей в пекинской спортивной школе, достигших предела - на них кричали, а одного мальчика явно избили. В ряде программ об олимпийской спортивной подготовке, прошедших по «Национальному Общественному Радио» США, дали понять, что на уроках по гимнастике от детей могут требовать встать в стойку на руках и простоять от 10 мин. до получасу.

Иностранные СМИ недавно обвинили Китай в использовании несовершеннолетних гимнастов, что было отвергнуто китайским режимом. Однако в команды по интенсивной тренировке гимнастов набирают детей с 4-х летнего возраста.

Как и в случае с Лю, эти дети - часть системы, которая управляет почти каждым аспектом их жизней. Их зачастую забирают от родителей, когда они начинают свою подготовку, и они общаются с ними по телефону, возможно, пару раз в году.

Жилье, медицинское обслуживание, образование, финансы, и выступления перед СМИ и общественностью - все контролируется режимом. Детали об их спортивном режиме и травмах не разглашаются

«Таймс» провел расследование о жизни в одной из спортивных деревень. Один мужчина, представившийся "директором по пропаганде", следил за интервью репортера с молодым тяжелоатлетом, вступая в разговор каждый раз, чтобы направить его в русло насколько ребенку нравится поднимать вес.

В статье раскрываются подробности жизни спортсменов - развешенные на стенах эссе студентов с самокритикой и признаниях, что они должны стараться еще сильней; общежития, пропахнувшие мочой и потом. Жизнь 15-летнего тяжелоатлета, у которого взяли интервью на территории спорткомплекса, состоит не больше и не меньше - из сна и пробежек.

Самодержавное правление и националистический пыл - ключевые компоненты в системе, где отдельные атлеты становятся инструментом и выражением партийного контроля.

Родители, поддерживающие стремление режима, рады отдать своих детей в систему и дают понять, что применят к ним другой подход в случае, если они не будут стараться. Это иллюстрирует, как дети становятся не больше, чем "пушечным мясом" для патриотических проектов.

Молодых спортсменов, не добившихся успехов, оставляют на воле судьбе. Без образования, подходящих навыков, иногда будучи сильно поколоченными или даже инвалидами - им сложно найти работу.

В одной из программ рассказывалось об олимпийской лыжнице Чжао  Юнхуа. После того, как она достигла успеха на национальном уровне, у нее случился жар. Ее заставили продолжить зимние тренировки с армейской командой, и у нее развился диабет. После этого она была вынуждена оставить большой спорт и сейчас, на протяжение уже 10 лет, прикована к постели.

В официальном рупоре партии -  ежедневной китайской газете «Спорт сегодня» («The China Sports Daily»), подсчитали, что из 300 000 отставных спортсменов - 80 процентов являются либо безработными, либо инвалидами, либо живущими в бедности. Режим пообещал ежегодно выделять им 4 миллиона долларов, выплаты должны были начаться в 2007 г.

"На Олимпиаду было затрачено такое невероятное количество денег, товаров, и сил - что об этом было бы неуместно говорить публично", - рассказал «Нью-Йорк Таймс» профессор спортивной социологии из Академии Спортивных Наук при  южно-китайском университете. Он заявил, что если бы китайские спортсмены не добились бы успеха на Олимпиаде, «целая нация и ее люди потеряли бы лицо».

С тех пор, как на Олимпийских Играх 2004 г. Китай впервые занял второе по количеству золотых медалей место, обогнав Россию, у него появилась неофициальная, но бесспорная амбиция - превзойти Соединенные Штаты закончить Олимпиаду, возглавив список победителей.

Мэтью Робертсон. Великая Эпоха