Из-за сильной заполненности учебные заведения г.Чженчжоу провинции Хэнань отказываются принимать на учёбу крестьянских детей, информирует Гонконгская газета «Солнце» со ссылкой на китайские СМИ.
Родители-крестьяне должны тянуть жребий, выбирая таким образом школу для своего ребенка. Если даже в результате такой жеребьёвки попадётся школа, находящаяся очень далеко, то, какой бы ни был маленький ребёнок, у них нет выбора. В сообщении говорится, что подобный способ жеребьёвки используется не только в провинции Хэнань, но и во многих других провинциях, передает радио «Свободная Азия».
Согласно статистке, в Китае в настоящее время проживает около 200 млн. работающих в городах крестьян. Они выполняют самую грязную и физически тяжёлую работу, тем самым внося большой вклад в развитие городов. Однако при этом они остаются самой бесправной категорией людей в Китае. Хотя китайское правительство постоянно требует, чтобы чиновники на местах защищали интересы крестьян, но, фактически, никто эти требования не выполняет. В течение многих лет в области прав крестьян не произошло никаких значительных улучшений.
Китайский аналитик Фан Цзюе, проживающий в США, говорит: «Одним из самых слабых звеньев в китайском образовании является образование крестьянских детей. В настоящее время в Китае насчитывается более 100 млн необразованных людей, большую часть из которых составляют крестьяне.
Проблема состоит в том, что управление образованием в Китае осуществляется на основании прописки. У крестьян, приехавших в город, нет официальной городской прописки, поэтому их дети не имеют права на обычных условиях пойти учиться в городскую школу. Реформы в области системы прописок проходят очень тяжело. На самом деле лучше всего отделить прописку от образования и предоставить возможность учиться всем, не зависимо от прописки».
По статистике в Китае около 20 млн детей приехали в города вместе со своими родителями-крестьянами. 9,3% из них лишаются возможности получить образование, около миллиона крестьянских детей не могут пойти в школу вовремя по достижении необходимого возраста.
В статье говорится, что даже если детям крестьян и удаётся устроиться в школу, то они там также подвергаются дискриминации. Например, они не могут принимать участие в различных мероприятиях, которые проводит учебное заведение или же организованых на государственном уровне, не могут участвовать в отборе лучших учеников класса и школы, не могут участвовать в спортивных состязаниях и т.д.
Помимо этого, их родители должны платить две дополнительные платы за обучение - «плата за поддержку и помощь» и «плата за уроки», так как их дети не считаются официальными учащимися. Для крестьян, у которых зарплаты самые низкие в городах, эти платы также являются непосильным бременем. Поэтому зачастую они отдают своих детей в специальные школы для неместных детей - тех, кто приехал на заработки. Например, в Пекине из 400 тыс. крестьянских детей, половина учится в таких школах. В этих школах условия обучения очень плохие, уровень учителей также очень низкий. К тому же власти часто закрывают эти школы. Например, недавно была закрыта такая школа в пекинском районе Хайдин, в результате около 10 тыс. крестьянских детей остались без возможности учиться.
По мнению специалиста по проблемам труда в Китае г-н Цайя Чунго, проживающего во Франции, «зарплаты китайских крестьян низкие, профсоюзов нет, поэтому их положение в Китае очень плачевное». «Например, на них не распространяются страховки на лечение, - уточнил он. - Теоретически в последнее время крестьяне, работающие в городах, получают различные виды страхований, однако эти страховки нельзя получить по всему Китаю, во многих провинциях вообще нет отделений компаний, предоставляющих эти виды страховок. В Китае также нет никаких крестьянских неправительственных организаций, нет крестьянских газет, которые бы помогли объединить их и защищать их права».
В конце статьи говорится, что самая большая справедливость - это равноправие в образовании. Если в Китае и дальше миллионы детей будут ограничены в получении образования и будут болтаться на улицах, то это не только негативно отразится в их будущем, но, что более серьёзно, может создать угрозу стабильности всего китайского общества.