Когда мы думаем о ветроэнергетике как источнике энергии, мы можем представить себе огромные, уродливые турбины, портящие ландшафт. Но одна деревня в Иране показывает, как наши предки строили ветряки из дерева и глины, а не из стали и бетона; благодаря своим хитростям, они используются и сегодня — спустя тысячу лет.
Название крошечного городка на северо-востоке страны означает «жало бури» из-за свирепых ветров, дующих с севера круглый год. Расположенный на ветреной равнине примерно в 25 милях (40 километрах) от афганской границы, Наштифан славится своими старинными ветряными мельницами, старейшими в мире.
Построенные высоко на холме, армия из 40 ветряков, вписывающихся в полупустынный ландшафт, достигает 65 футов (около 20 метров) в высоту и выполняют две функции: служат буфером, защищая деревню от бурных воздушных потоков, а также перемалывают зерно в муку. Местные жители называют технику использования ветра для приведения в действие мельниц «асбад». Иранские архитекторы гениально расположили и спроектировали ветряки таким образом, чтобы «улавливать» воздух в щелях, заставляя лопасти вращаться, что, в свою очередь, приводит в движение вертикальный вал, который вращает жернова, перемалывая зерно.
Каждый год с конца мая до конца сентября сильные порывы ветра становятся еще сильнее. По данным ЮНЕСКО, они известны как «120-дневный ветер или черный ветер», а их скорость иногда достигает 60 миль (100 км) в час. Такие постоянные условия в сочетании с нехваткой воды в этой местности натолкнули тогдашних инженеров на идею оптимизировать ее мощность. Все было построено с использованием природных материалов. Кроме дерева, глины и соломы, для лопастей использовали местные пальмовые листья, которые плотно сплетали между собой и прикрепляли к центральному валу.
Один человек посвятил свою жизнь уходу за уникальными сооружениями. Смотритель Али Мохаммад Этебари провел долгие годы, осуществляя ежедневные проверки и техническое обслуживание. В интервью Международному обществу культуры древесины в 2017 году Этебари сказал: «Мы кладем пшеницу, получаем порошок… мы делаем нанохлеб, мы едим его, мы наслаждаемся им».
«Я был водителем, а также ухаживаю за ветряными мельницами в течение последних 28 лет»..
Пожилой мужчина объяснил, что раньше несколько членов одной семьи ухаживали за одной мельницей, но теперь он сам ухаживает за всеми мельницами. Почти идеальная сохранность ветряков объясняется засушливым климатом.
«Здесь нет влаги», — говорит он. «Здесь очень сухо, поэтому они служат долго».
Пшеница, полученная в результате этого по-настоящему ремесленного процесса, «очень отличается», — говорит Этебари. «Она очень вкусная, очень здоровая и полезная для желудка».
Продолжая объяснять причину отсутствия богатства в своем городе, Этебари удивляется изобретательности ветряков.
«Они работают без электричества, без дизельного топлива, бензина или чего-то другого. Только за счет ветра — и за ветер мы ничего не платим».
Согласно его мудрым советам, важно, чтобы стволы деревьев, которые используются для вертикальной шахты и других частей, оставались с корой, иначе древесина потрескается.
Последнее замечание Этебари пронзительно. «Я единственный, кто ухаживает за этим», — сказал он, поднимаясь наверх, чтобы осмотреть ближайшую ветряную мельницу.
Зная, как старик вложил свое сердце и душу в поддержание одного из жизненно важных источников пищи в Наштифане, и невероятную природу этого древнего инженерного подвига, некоторые, возможно, будут рады узнать, что несколько официальных органов, в том числе Иранский фонд наследия, взяли на себя реставрационные работы на этом объекте.
Ветряные мельницы в Наштифане, считающиеся одним из первых примеров ветроэнергетики на планете, также рассматриваются на предмет номинации в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Иране, исторически известном как Персия, ветряки начали использовать около 5 000 лет назад, а впоследствии их технология распространилась по всему миру.