Вашингтон уже не скрывает своего желания отделить экономику США от торговли с Китаем — если не полностью, то уж точно в значительной степени. Последние данные показывают, что этот процесс успешно продвигается.
Поток китайских товаров в США резко сократился. Конечно, спад в торговле является не только результатом желания Вашингтона декитаизировать американскую экономику, в связи с чем был принят ряд законов. Вероятно, значительно большую роль в этом сыграл глобальный экономический спад в мире и жёсткий карантин в Китае в рамках политики «нулевой терпимости», которую почти три года проводил Пекин в попытке одолеть вирус COVID-19. Однако, какими бы ни были причины, тенденция сокращения торговли с Китаем очевидна.
Последние данные красноречиво говорят об этом. Так, по состоянию на ноябрь американские заказы на китайские промышленные товары снизились примерно на 40 % по сравнению с августовским максимумом, что является заметным изменением, произошедшим всего за три месяца. Фактические объёмы отгрузки снизились сравнительно меньше, но всё же они составили 21 %.
Более ярко отражают нынешнюю тенденцию данные из портов западного побережья США, через которые большинство китайских товаров прибывает в Северную Америку. Активность этих портов находится на самом низком уровне за последние 27 месяцев. Объём грузооборота там в ноябре был на 63,6 % ниже майских показателей. На фоне таких новостей неудивительно, что китайские фабрики запланировали закрыться для празднования китайского Нового года на две-три недели раньше обычного. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение американо-китайской торговли. Например, специалисты инвестиционного банка Goldman Sachs ожидают что в 2023 году экспорт США в Китай снизится на 2,0 %, и это очень сдержанный прогноз.
Тенденции к декитаизации торговли ещё более очевидны, если посмотреть на данные по закупкам американских компаний. В ноябре впервые за долгое время объём импорта США из Европы был больше, чем из Азии. В период с января по октябрь экспорт Германии в США вырос почти на 43 %.
Значительное влияние на торговлю между США и КНР оказало поведение Китая во время пандемии COVID-19 и на начальных этапах восстановления западного мира после пандемии. Во время пандемии Пекин задержал поставки необходимых товаров, таких как маски для лица. Понятно, что эта продукция была перенаправлена для внутреннего использования, тем не менее такое поведение оставило у американских покупателей ощущение, что китайские поставщики менее надёжны, чем они думали. Такие подозрения получили подтверждение, когда Запад начал постепенно восстанавливаться после пандемии, а Пекин ввёл свою жёсткую политику «нулевой терпимости» в отношении COVID-19, что создавало серьёзные проблемы с цепочками поставок в течение нескольких месяцев.
Этот опыт породил у американских бизнес-менеджеров мнение о том, что разумно будет диверсифицировать свои источники поставок от Китая до других регионов. Например, недавнее решение компании Apple переместить часть сборки iPhone и iPad из Китая в Индию и Вьетнам, является лишь наиболее заметным признаком того, что происходит в целом.
По мере того, как решимость Вашингтона отделить американскую экономику от экономики Китая будет нарастать, международное сообщество будет лучше осознавать ненадёжность Пекина. Соответственно тенденция отказа от китайских поставок почти наверняка сохранится в 2023 и даже 2024 годах. Возможно, это будет не так интенсивно, как в последние несколько месяцев, но кривая будет неуклонно устремляться вниз. Нет сомнений в том, что экономика Китая на протяжении длительного времени будет продолжать замедляться.
Милтон Эзрати — ответственный редактор американского консервативного журнала The National Interest и главный экономист крупной нью-йоркской коммуникационной фирмы Vested.
По материалам Epoch Times