ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Готовятся новые репрессивные меры, поскольку талибы возвращаются к «старым методам» в Афганистане

Великая Эпоха
Школьницы сидят на школьном дворе в Герате 17 августа 2021 года, после захвата страны талибами. (Aref Karimi/AFP via Getty Images)

После насильственного захвата власти в Афганистане в 2021 году талибы предприняли публичные усилия, чтобы развеять опасения международного сообщества по поводу возвращения к своему жестокому правлению 1990-х годов.

Но воинствующая исламистская группировка постепенно вернулась к своей репрессивной политике прошлого, поскольку перспективы международного признания и помощи уменьшились, говорят эксперты.

В последние недели талибы вновь ввели телесные наказания, в том числе публичные порки. Боевики также усилили наступление на права женщин, в том числе недавно запретили женщинам посещать университеты.

Наблюдатели говорят, что, вероятно, в разработке находятся новые драконовские указы, поскольку талибы восстанавливают теократическое государство, управляемое экстремистской и племенной интерпретацией исламского шариата группировкой боевиков, пишет Радио Свобода.

«Очень вероятно, что талибы будут все чаще применять более репрессивные меры», — сказал Вида Мехран, содиректор Центра перспективных международных исследований (CAIS) Эксетерского университета. «Эта тенденция закрепилась».

«Драконовская политика»

За последние 16 месяцев талибы наложили десятки ограничений на внешний вид женщин, свободу передвижения и их право работать и получать образование.

В школу допускаются только девочки младше шестого класса. Средние школы для девочек были закрыты, несмотря на неоднократные обещания открыть их снова. Серьезным ударом стало то, что 20 декабря талибы запретили женщинам посещать университеты.

Запрет Талибана на университеты породил слухи о том, что группировка наложит полный запрет на образование для девочек и женщин, как это было во время первого пребывания у власти в 1996-2001 годах. Министр высшего образования талибов назвал женское образование «неисламским и противоречащим афганским ценностям».

Мехран из Университета Эксетера сказал, что талибы постепенно возвращаются к своим «старым методам», поскольку их надежды на признание международным сообществом померкли.

«Единственная причина, по которой Талибан изначально не проводил свою драконовскую политику на том же уровне и в тех же масштабах, что и его первый режим в 1990-х годах, заключалась в том, что группировка боролась за международное признание, помощь и торговлю», — сказал Мехран.

На первой пресс-конференции талибов после захвата власти в Кабуле представитель талибов Забиулла Муджахид пообещал защищать свободу прессы и права женщин, хотя и в рамках ислама. Но боевики не выполнили своих обещаний и вместо этого восстановили многие из репрессивных политик прошлого.

Омар Садр, писатель и исследователь из Университета Питтсбурга, сказал, что талибы стратегически использовали исламскую концепцию «такия» или преднамеренного обмана, чтобы ввести международное сообщество в заблуждение.

Аналитики говорят, что талибы, вероятно, введут больше ограничений в предстоящем году, в том числе дальнейшее ослабление прав женщин, усиление репрессий против инакомыслия, предоставление пресловутой полиции нравов возможности принудительно навязывать указы талибов и усиление применения телесных наказаний.

«Чистая» исламская система

Верховный лидер талибов неоднократно обещал установить в Афганистане то, что он назвал «чистой» исламской системой, не сообщая никаких подробностей.

Афганистан был исламской республикой в рамках политической системы, которая была введена после вторжения под руководством США, которое свергло Талибан от власти в 2001 году. Конституция 2004 года предписывала, что «ни один закон не может противоречить убеждениям и положениям священной религии ислама», хотя и содержал более либеральные и демократические элементы.

Наблюдатели говорят, что Талибан сохранил свою цель воссоздания теократии, основанной на его радикальной интерпретации ислама.

В октябре Муджахид объявил , что группа работает над созданием новой конституции.

В конце 1990-х талибы разработали 14-страничную конституцию — первую и единственную попытку группировки систематизировать свои взгляды на власть и управление. Но документ так и не был официально ратифицирован, и было неясно, что из него было реализовано до того, как боевики были отстранены от власти.

Харун Рахими, афганский ученый, изучающий исламское право, сказал, что талибы движутся к «более широкому использованию кодификации».

«Недавняя тенденция, безусловно, представляет собой переход от более либерального подхода к более регламентированному соблюдению того, что талибы считают исламскими принципами», — сказал Рахими.

Летом главный судья талибов Абдул Хаким Хаккани опубликовал книгу, которую некоторые наблюдатели назвали манифестом талибов. Книга, которая, как сообщается, была одобрена руководством Талибана, намекает на политическое видение Афганистана группой.

«В книге приводится аргумент в пользу широкого применения исламских правил с помощью государственной силы наравне с первым изданием Исламского Эмирата», — сказал Рахими, имея в виду официальное название правительства талибов. «Как это будет происходить на практике, еще предстоит увидеть».