Россия нарушает мобильную связь и данные слежения за судами в Балтийском море, подвергая опасности суда и энергоснабжение, чтобы проверить, как отреагируют западные державы, заявил польский адмирал, наблюдающий за этим регионом.
Вице-адмирал Кшиштоф Яворский заявил, что Москва систематически использует такую тактику, чтобы скрыть передвижения своих судов и нарушить работу других кораблей в море, которое граничит с восемью странами НАТО и Россией.
«Гибридная война на Балтике — это самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся», — сказал Яворский в интервью Reuters на прошлой неделе, имея в виду практику нанесения обычных ударов наряду с попытками нарушить политику, энергоснабжение и другие системы.
«Мы говорим об агрессивном поведении России. Они пытаются нарушить нашу жизнь», — добавил Яворский, командующий морским компонентом Польши. «Они также проверяют нас, нас как альянс, (чтобы понять), как далеко они могут зайти».
Россия отрицает обвинения и обвиняет Запад в стремлении посеять раздор.
С 2022 года произошло как минимум три инцидента, связанных с возможными диверсиями против нескольких десятков телекоммуникационных кабелей и газопроводов, проходящих по относительно мелкому морскому дну.
Глава службы внешней разведки Германии Бруно Каль заявил в прошлом месяце, что диверсионные акты России против западных объектов могут в конечном итоге заставить НАТО рассмотреть возможность применения статьи 5 о взаимной обороне.
В понедельник Европейский союз принял 15-й пакет санкций против России в связи с ее вторжением в Украину.
В новый список санкций добавлены 52 судна из так называемого теневого флота Москвы, который пытается обойти западные ограничения на перевозку нефти, оружия и зерна, в результате чего общее количество судов в списке достигло 79.
Яворский заявил, что российские коммерческие суда десятки раз отключали сигналы автоматической идентификационной системы (АИС), которая позволяет осуществлять электронную навигацию, после диверсии на газопроводе «Северный поток» в 2022 году.
По его словам, это нарушает морское законодательство, позволяет судам двигаться незамеченными и подвергает опасности другие суда в этом районе.
Также предпринимались попытки заблокировать системы идентификации и слежения других судов и вывести их из строя ложными показаниями, добавил он. «Мы имеем дело с глушением данных мобильной связи и позиционирования, а также со случаями ложного эхосигнала».
Береговая охрана Финляндии обратилась с аналогичными жалобами в октябре, заявив, что помехи приводят к тому, что корабли теряются и сбиваются с курса.
Яворский сказал, что невозможно постоянно следить за всеми водами Польши на Балтике, однако он считает, что его страна находится в безопасности благодаря операциям, проводимым ею и ее союзниками.
Он добавил, что НАТО сохранит свое преимущество в регионе, даже если Россия перебросит туда больше кораблей, и что альянс может перебросить туда свои фрегаты, обычно размещаемые в Атлантике и Средиземноморье, чтобы сохранить баланс.
На прошлой неделе руководитель бюро безопасности Польши Яцек Севера заявил, что ожидается переброска российских военно-морских кораблей, в том числе ракетных фрегатов, находящихся в Сирии, в Санкт-Петербург - это приведет их в Балтийское море.
«Конечно, каждый дополнительный корабль большой мощности может представлять потенциальную угрозу», — сказал Яворский.
Отвечая на вопрос о том, как Польша и ее союзники будут реагировать на любые подобные передвижения, он сказал, что они ограничатся наблюдением, мониторингом и присутствием в море, «чтобы потенциальный противник также видел, что мы готовы действовать».
Польша получает большую часть потребляемого ею природного газа через Балтику в виде сжиженного природного газа (СПГ) и трубопроводных поставок из Норвегии.