ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Заявление Путина о финансировании Вагнера может облегчить привлечение РФ к ответственности

Великая Эпоха
Путин. (Gavriil Grigorov/Sputnik/AFP via Getty Images)

Признание того, что Россия заплатила наемникам Евгения Пригожина 86 млрд. рублей в этом году, потенциально значимо, говорят эксперты в области права.

После мятежа, возглавляемого Евгением Пригожиным, Путин заявил, что наемники "полностью финансировались" российскими властями. Только за год до мая 2023 года они получили из государственного бюджета более 86 млрд. рублей, или более миллиарда долларов, добавил он.

"Эти слова потенциально имеют очень значительные последствия с точки зрения привлечения российского государства к ответственности за действия Вагнера, и Путина лично и индивидуально как лидера российского государства", — сказал Филипп Сэндс КС, профессор права в UCL и автор книги East West Street о происхождении международного гуманитарного права, цитирует Тheguardian.

В течение многих лет Путин дистанцировался от "Вагнера", который был основан в 2014 году, по мере того как на международном уровне нарастали обвинения в военных преступлениях против бойцов, в том числе в рамках расследования ООН по поводу их присутствия в Центральноафриканской Республике.

Во время боев в Сирии с американскими войсками в 2018 году Москва отрицала какой-либо контроль над силами "Вагнера", а представитель Кремля в том же году заявил, что в России нет частных военных компаний.

Финансирование Вагнера не заставит Путина или Россию автоматически нести юридическую ответственность за свои преступления, говорит Дапо Аканде, профессор международного публичного права в Школе государственного управления имени Блаватника в Оксфорде. Но это может стать важной частью более широкого дела.

"Это значительное признание", — сказал он. "Финансирования самого по себе недостаточно для того, чтобы сказать, что кто-то несет ответственность за международное преступление... [но] это усложняет возможность сказать "эти вещи не имеют к нам никакого отношения".

"Вы сказали, что фактически финансировали эту группу, так что это означает, что в одном смысле вы способствовали тому, что делает эта группа".

Существует прецедент признания виновными в военных преступлениях военизированных формирований, но не связанного с ними государства. Сербские ополченцы были признаны международным трибуналом виновными в массовом убийстве боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году, но Сербия была признана виновной только в неспособности предотвратить геноцид. В Белграде некоторые сербские националисты превратили это решение в оправдание.

"(Суд) не смог установить, что военизированные формирования находились под прямым контролем сербских властей", — сказал Сэндс. "Это различие было использовано в Белграде на следующий день, и газеты, поддерживающие правительство или управляемые правительством, вышли с заголовками типа "Мы невиновны".

Даже если суда не будет, дебаты об ответственности за преступления Вагнера могут подтолкнуть международное правовое сообщество к более глубоким размышлениям об ответственности в мире разрастающихся ополчений, считает Джерри Симпсон, профессор международного публичного права в Лондонской школе экономики.