Экономический спад в Китае побудил многих молодых китайцев уехать на заработки в Африку. Преодолев страх перед бедностью и культурными различиями, многие обнаружили, что могут процветать.
"Многие вещи, которые американцы покупают в магазинах, произведены китайскими компаниями, но сделаны они не в Китае, а в Африке", — говорит Сунь Юань, автор книги 2017 года "Следующая фабрика мира".
Господин Сунь привел пример небольшой южноафриканской страны Лесото, где десятки местных швейных фабрик поставляют джинсы брендов Levi's, Kohl's и Walmart. Работники могут быть из Лесото, но владельцы — китайцы.
Со вступлением Китая в ВТО в 2001 году многие китайские предприятия и бизнесмены обратили свои взоры на Африку. За последние 20 лет, особенно после прихода к власти Си Цзиньпина, который начал реализовывать противоречивую политику расширения проекта "1 Пояс и 1 путь", всё больше китайских предприятий потянулись в Африку, чтобы заниматься инфраструктурой, торговлей, горнодобывающей промышленностью и другими отраслями. На фоне всего этого многие молодые китайцы, которые не уверены в своем будущем в Китае, также поехали на континент.
22-летняя Момо закончила университет в Гуанчжоу в июле 2022 года, получив степень магистра по менеджменту, а затем решила переехать в Африку, поскольку возможности трудоустройства в Китае ее не привлекали, рассказала она китайским СМИ. Ее взяли на работу в частную китайскую технологическую компанию в Демократической Республике Конго, где она набирала местных и китайских работников.
Все ее китайские коллеги говорили ей, что приехали работать в Африку из-за более высокой зарплаты.
Зарплата иностранца в Африке состоит из двух частей: Обычная часть составляет от 15 000 до 20 000 юаней в месяц, что не намного отличается от внутренней зарплаты на той же должности; другая часть — это зарубежные субсидии, которые являются значительными. Предприятия обычно предоставляют субсидии, исходя из условий страны, в которую направляются работники, причем некоторые из этих стран являются более развитыми и безопасными, чем другие.
В общем, "чем более хаотичной и опасной является страна, в которую вы едете, тем большую субсидию вы можете получить", — говорит Момо.
Зенг Кейи, которая в прошлом году окончила китайский университет по специальности "французский язык", сейчас работает продавцом в частной компании в Камеруне. До этого она не имела никакого представления об Африке.
"Четкая цель приезда сюда — заработать деньги, — говорит госпожа Зенг. "Я и мои одногруппники хотим иметь материальную обеспеченность. Мы стремимся проработать здесь два-три года, а потом вернуться и купить квартиру".
В начале г-жа Зенг находилась под большим давлением, ведь она начинала с нуля в индустрии продаж. Она также училась каждый день после работы в общежитии и работала в субботу утром. Ей также было нелегко иметь дело с местными клиентами, поскольку люди из каждого региона имеют французский акцент, отличный от того, который она изучала в школе.
Когда работница электронной коммерции Чжан Ланьлань думала об Африке, она представляла себе малярию, бедность и гражданские беспорядки. Однако, когда один из китайских друзей г-жи Чжан, работающий в Алжире, начал публиковать в социальных сетях фотографии с изображениями моря и белых домов, она "почувствовала, что архитектура была достаточно красивой".
Через четыре года госпожа Чжан уволилась с работы в Китае, а через месяц ее наняла китайская компания в Алжире для работы по переводу и закупкам. Зарплата была приемлемой, питание и проживание были включены. Самым привлекательным для нее было то, что после нескольких месяцев работы она могла взять месяц оплачиваемого отпуска, а компания оплачивала ее перелет обратно в Китай. Кроме того, в североафриканской стране можно было легко экономить деньги.
В заметке 2021 года пользователь Zhihu Modao Bujuexiao, который работал на китайском государственном предприятии в трех африканских странах, поделился своим опытом.
"Это место, полное "золота", — написал он, добавив, что крупнейшими плательщиками являются государственные компании, такие как Huawei.
"Братан из Huawei, который ежедневно играет со мной в футбол, рассказал, что сама по себе субсидия в 100 долларов в день за границей очень высокая, плюс различные бонусы, зарплата по результатам работы, 400-500 тысяч в год — это дно (самый низкий уровень персонала). Кроме того, на центральных предприятиях, где я работаю, надо сказать, что в Африке очень быстрое продвижение по службе".
По его словам, даже не имея состоятельных родителей, после шести-семи лет работы в Африке можно легко купить одну-две недвижимости в Китае - за исключением Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Шэньчжэня.
В общем, когда новые работники едут в Африку, их стартовая зарплата в 2-3 раза выше, чем на той же должности в Китае, сказал он.
У многих людей негативное впечатление об Африке связано с экстремальным климатом, пустынями или джунглями, конфликтами, бедностью и болезнями. При найме на работу китайским компаниям обычно приходится общаться с кандидатами, чтобы убедиться, что они понимают реальную ситуацию в стране.
Госпожа Чжан отметила, что континент очень разнообразен, причем Северная Африка более европейская, добавив, что Западная Африка и Южная Африка — нормальные, а вот Центральная Африка более хаотична.
Распространенной практикой среди китайских компаний является создание рабочего пространства в виде общежития и парка для отдыха и работы. Компании обычно организуют такие мероприятия, как групповой шопинг, а если отдельные сотрудники выходят на улицу самостоятельно, они должны составить отчет.
Во вступительном слове Модао Буцзюэсяо отметил, что китайцы обычно остаются внутри того, что он назвал "китайским кругом".
По его словам, в строительной отрасли условия для тех, кто работает в офисах, филиалах или проектных отделах, очень хорошие.
"Экономический круг африканских стран, безусловно, находится в столице. Жизнь в районах для белых людей приятная, а оживленные районы можно сравнить с городами на уровне префектуры в Китае. В столице Конго два года назад появился 4G", — написал он.
Преимущество того, что все находятся в парке, заключается в том, что компания решает большинство проблем повседневной жизни, а люди экономят деньги. Недостатком является то, что развлечений и занятий для молодежи не хватает.
Г-жа Зенг из Камеруна сказала, что некоторые привычки, которые она сформировала в Китае, например, пить чай с молоком и заказывать еду на вынос, вряд ли достижимы.
Здравоохранение является еще одной проблемой: многие коллеги китайского продавца по имени Чен Лонг заболели малярией, которая является проблемой в странах Африки к югу от Сахары. Но, несмотря на это, он не хотел возвращаться в Китай, поскольку наслаждался преимуществами жизни в Африке.
"Я постепенно привык к такой жизни. Я не хочу возвращаться", — сказал он.
Самый счастливый момент для госпожи Чжан в Алжире — это прогулка по пляжу с коллегами. Однажды она и ее друзья наткнулись на местного жителя, который держал двух лошадей и согласился позволить им покататься на них для фотосессии.
"Если бы это место оставили нам, китайцам, развивать, то оно уже давно было бы туристической достопримечательностью", — говорит она.
Количество молодого поколения китайцев, выезжающих в Африку, также может увеличиться: по официальным данным, уровень безработицы среди молодежи в стране достиг нового рекордного показателя - в прошлом месяце уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет в городах вырос до 21,3 процентов.
По материалам The Epoch Times USA