Николай Васильевич Гоголь был не только талантливым писателем, но и известным гурманом. У него было множество кулинарных пристрастий и любимых блюд, среди которых особое место занимали гоголь-моголь, вареники с вишнями и макароны.
К макаронам писатель пристрастился в Италии. Он подолгу жил в Риме и любил посещать местные траттории. Именно там он впервые поробовал макароны «альденте», то есть слегка недовареные и с тех пор готовил их только так.
В России Гоголь никому не доверял приготовление макарон и всегда делал это собственноручно. Писатель Сергей Аксаков вспоминал об этом так:
«Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество [сливочного] масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать.
Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем…»
А вот как пишет М. П. Погодин о «легком полднике» Гоголя в траттории Фалькони:
«…Он садится за стол и приказывает: макарон, сыру, масла, уксусу, сахару, горчицы, равиоли, броккали… Мальчуганы начинают бегать и носить к нему и то, и другое. Гоголь, с сияющим лицом, принимает все из их рук за столом, в полном удовольствии, и распоряжается: раскладывает перед собой все припасы, — возвышаются груды всякой зелени, куча стеклянок со светлыми жидкостями… Вот приносятся макароны в чашке, открывается крышка, пар повалил оттуда клубом. Гоголь бросает масло, которое тотчас расплывается, посыпает сыром, становится в позу, как жрец, готовящийся совершать жертвоприношение, берет ножик и начинает разрезывать…»
Интересно, что такой гурман, как Гоголь, по иронии судьбы умер практически от голода. Если точнее, что от истощения. Оказалось, что перед своей смертью он не ел несколько недель из-за маниакально депрессивного психоза, который мучал писателя последние несколько лет жизни. Такое длительное голодание привело к дистрофии и как итог — к летальному исходу.
Также стоит отметить, что Италия сыграла достаточно роковую роль в жизни и творчестве Гоголя. Именно там он написал большую часть своей бессмертной поэмы «Мёртвые души». Но там же он заразился малярией, тяжелой лихорадкой, которая поразила мозг писателя, после чего у него начались периодические обмороки, видения и проблемы с психикой, преследовавшие его всю оставшуюся жизнь.
Мария Мельничук