Соединенные Штаты не знали о намерении президента Южной Кореи объявить военное положение, заявил в среду агентству Reuters госсекретарь США Энтони Блинкен, добавив, что в ближайшие дни он намерен переговорить со своим южнокорейским коллегой.
Президент Юн Сук Ёль объявил военное положение во вторник вечером, чтобы помешать «антигосударственным силам» среди своих внутренних политических оппонентов, но отменил это решение несколько часов спустя после того, как законодатели бросили ему вызов.
Выступая в интервью агентству Reuters в Брюсселе в кулуарах встречи министров иностранных дел стран НАТО, Блинкен сказал, что крайне важно, чтобы процесс отныне проходил мирно и в соответствии с верховенством закона в Южной Корее, ключевом союзнике США.
«Южнокорейская демократия – одна из самых мощных историй в мире. Очень важно, чтобы любые споры, разногласия, политические разногласия решались мирно и в соответствии с верховенством закона. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Это то, что так важно поддерживать», – сказал Блинкен.
По его словам, Соединенные Штаты, в Южной Корее размещено около 28 500 американских военнослужащих, не были заранее проинформированы о решении Юна.
«Нет, это верно. Мы не были в курсе», – сказал он, возразив при этом против предположений о том, что это могло быть упущением разведки Вашингтона.
«Нас, конечно, не информируют регулярно о каждом решении, которое может принять любой партнер в любой точке мира в любой момент времени», – сказал он.
Советник президента Джо Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан позже заявил вашингтонскому аналитическому центру «Центр стратегических и международных исследований», что с Соединенными Штатами не проводилось никаких консультаций.
«Мы узнали об этом из объявления по телевидению, как и весь остальной мир», – сказал он. «Это объявление военного положения вызвало у нас глубокую озабоченность».
Он сказал, что «довольно драматичное объявление... вызвало тревогу повсюду, в том числе и в Вашингтоне», но последующие события показали, что «процессы и процедуры» функционирующей демократии работают.
«Демократия в Южной Корее прочна и устойчива, и мы собираемся продолжать публичные выступления и частные контакты с южнокорейскими коллегами, чтобы подчеркнуть важность сохранения этой демократии», – сказал Салливан.
Заявление Юна стало самым серьезным вызовом демократии в Южной Корее с 1980-х годов и было единогласно отклонено 190 депутатами парламента. У здания парламента собрались протестующие, а собственная партия Юна призвала его отменить указ.
Блинкен отказался сказать, считает ли он решение о военном положении оправданным или нет.
«Я не собираюсь вникать в решения, которые были приняты, политические решения, которые были приняты в Южной Корее», – сказал он. «Сейчас важно, чтобы этот процесс проходил мирно и в соответствии с конституцией и верховенством закона».