В самом крупном городе Китая Шанхае в ответ на акцию протеста полиция прибегла к коммунистическому методу контроля 50-х гг. — людей заставляли прибегнуть к самокритике и признанию собственных ошибок.
#img_center_nostream#Это затронуло многих местных жителей в районе Цзиньшань в Шанхае, где прошли протесты. По некоторым оценкам, напротив офисных зданий правительственных учреждений собралось более 10 тысяч человек.
Люди отреагировали на слухи о том, что компания по производству параксилола, планировала перенести завод в их район. Этот завод выбрасывал бы в атмосферу токсичные химикаты, которые выделяются при производстве пластмасс и синтетических волокон. Власти Шанхая утверждают, что слухи не правдивы, но местные жители относятся с недоверием к сообщению городской администрации.
#img_center_nostream#Люди вышли на улицы с требованием изменить планы по переносу завода. Они напуганы тем, что химические отходы могут вызвать раздражение глаз, носовой части и горла, отчего их дети пострадают.
В ответ на это в выходные дни полиция Шанхая мобилизовала сотни полицейских, которые затолкали протестующих в автобусы и отправили в близлежащую среднюю школу для подписания заявлений.
«Если арестованные протестующие не подписывали „гарантийное заявление“, им не разрешали уйти домой», — сказала г-жа Ван, жительница района Цзиньшань, в интервью New Tang Dynasty Television, независимому китайскому телеканалу из Нью-Йорка.
Согласно одному из таких «гарантийных заявлений», которым поделился житель Цзиньшаня на сайте Sina Weibo (китайской социальной сети, похожей на Twitter), подписавшие должны были «глубоко понять» ошибку о своём участии в акциях протеста, и никогда больше «не участвовать в мероприятиях связанных с проектом химического завода» и «соблюдать законы, повиноваться правительству и не принимать участие в митингах».
Под этим документом арестованные участники акции протеста должны были написать своё имя, идентификационный номер, домашний адрес и номер телефона.
Китайская интеллигенция стала первой жертвой «гарантийного заявления» после того, как коммунистический режим пришёл к власти. Во время движения «Пусть расцветут 100 цветов...» Мао Цзэдун призывал интеллигенцию страны указать на недостатки компартии. А затем, в 1957 году, он использовал это как повод для репрессий — назвал тех, кто выступал с критикой, «буржуйскими правыми элементами» и приказал подвергнуть их чистке. Многих известных писателей и учёных заставили публично признать свои «неправильные» понимания. Компартия использовала этот метод для того, чтобы дискредитировать и уничтожить их.
Служба общественной безопасности КНР регулярно принуждает так называемых «опасных элементов» делать признания своей вины. Сюда входят политические диссиденты, узники совести и журналисты. Иногда такое заявление представляет собой видеозапись признания и обычно предназначено для того, чтобы показать «покаяние грешника» на фоне честности компартии.
Протест во Внутренней Монголии против загрязнения окружающей среды химическими предприятиями в апреле этого года закончился трагедией. В результате жестокого подавления в Найман Баннер были убиты 5-летний ребёнок и пожилая женщина, которой более 60 лет.
Местных сельских жителей заставили подписать «гарантийное заявление» о неразглашении «государственных секретов», под чем подразумевается передача любой информации об этом происшествии международным СМИ или организациям, сообщило Радио Свободная Азия (Radio Free Asia — RFA).
В июне этого года в округе Цао провинции Шаньдун во время религиозной церемонии семейной церкви полиция арестовала 22 христиан, обвиняя их в «антипартийном культе», указывается в сообщениях RFA. Все они должны были подписать «гарантийное заявление», чтобы их выпустили; тех, кто отказывался, жестоко избивали, и нескольких детей в возрасте до 3 лет держали без еды более 24 часов.
Другая многочисленная группа, к которой применяют метод принудительного признания, — это последователи духовной практики Фалуньгун. Их репрессируют с 1999 года. Тех, кто отказывается подписать такие заявления, признаться в «плохих поступках» и отречься от своей веры, часто посылают в трудовые лагеря или центры идеологического перевоспитания. Чтобы получить признание, используются пытки. И по предварительным оценкам правозащитных организаций, число убитых при этом исчисляется тысячами человек.
Лу Чэнь и Ларри Он, Великая Эпоха