С замедлением экономического роста Китая его лидеры выдвинули новый лозунг — так называемый «Новый Порядок». Люди имеют на счёт этого разные мнения. Моё же мнение таково: во-первых, парламент больше не гонится за высокими темпами экономического роста; во-вторых правительство больше не использует экспансионистскую фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания определённых показателей роста; и в-третьих, рост дивидендов осуществляется через реформы.
#img_center_nostream#Я думаю, что вышеперечисленные три пункта верны. Однако проблемы, с которыми столкнулся «Новый Порядок», — это оставшиеся у людей старые взгляды, при которых экономические показатели продолжают оставаться ниже ожидаемых. Прежние взгляды базировались на выгодных банковских кредитах, а также на том, что китайское правительство продолжит увеличивать расходы как на внутренние, так и на иностранные инвестиции. Такая практика последних многих лет не решила прошлых проблем, и поэтому она не сможет решить будущих.
Если печатание денег не может поддержать рост, сможет ли тогда гарантировать это выпуск акций? Китайцы теперь оказались в состоянии душевного подъёма. Сейчас в Китае нет смысла с кем-либо разговаривать, все только и думают о том, насколько выросла стоимость акций за день. Это всё равно, что находится на большом празднике, где шум от веселья заставляет забыть о главной проблеме. Возможно, после того как пузырь лопнет, мы сможем поговорить об инновациях. Но прямо сейчас никто не хочет этого замечать.
Однако будет ли выпуск акций гарантировать экономический рост? Это главный вопрос.
Дойдут ли деньги, вложенные в фондовый рынок, до бизнеса? Снизит ли бум фондового рынка стоимость кредитов? Сейчас никто не задаётся этими вопросами, об этом никто не хочет думать. Похоже, что нам придётся дождаться обвала, и только после этого мы сможем говорить о трансформации страны и бизнеса. Но, к сожалению, для многих компаний уже будет слишком поздно.
Я не против того, чтобы люди играли на фондовом рынке, но в то же время мы должны думать о том, как реструктурировать бизнес. Говорят, что бум на фондовом рынке позволит снизить затраты на финансирование. Что мы узнали по опыту Центральной Европы? Мы все знаем, что стоимость собственного капитала всегда была гораздо выше стоимости заёмного капитала.
Позвольте мне использовать одно абсурдное высказывание в качестве примера. Некоторые говорят, что долевое финансирование снижает капитальные затраты. Поскольку многие компании не могут получить банковские кредиты или могут получить только очень высокие процентные займы, то они идут на фондовый рынок. Все мы знаем основной принцип корпоративного финансирования, который заключается в том, что стоимость собственного капитала значительно выше, чем стоимость заёмного. Таким образом, как фондовый рынок поможет снизить затраты на финансирование?
Денежные затраты фондового рынка намного выше, чем затраты банка. Но многие компании находятся под впечатлением, что стоимость «привлечения капитала» на фондовом рынке ниже, чем от банковских кредитов, поэтому наши инвесторы спешат на рынок акций, не понимая по настоящему сути инвестирования. В США стоимость финансирования с фондового рынка на 7—8% выше, чем от кредитов. Это означает, что вы можете взять кредит в банке под 5—6%, в то время как инвесторы на фондовом рынке готовы работать с вами под 12—13% прибыли, поскольку они принимают более высокие риски, что имеет здравый смысл. Однако сейчас мы наблюдаем нарушение такого здравого смысла.
Некоторые люди мне говорят: «Профессор, вы изучаете западную экономику. Однако китайская и западная экономика не одно и то же». Когда мы говорим о науке, то делим ли её на восточную и западную? Если мы должны были бы следовать по такому пути, то концепция стоимости капитала была бы полностью перевёрнута. Вы думаете, что можете получить деньги от инвесторов под нулевой процент. Кто тогда будет нести расходы на фондовом рынке? Конечно, инвесторы. А компании при этом получили деньги. Однако, когда фондовые индексы упадут, инвесторы понесут большие потери. Те, кто участвует в создании пузыря, не обращают на это внимания. Но как экономист я должен задуматься о том, к чему это приведёт в будущем.
Капитал не создаётся таким образом. За последние 200 лет, богатство не было создано пузырями фондового рынка или печатью новых денег центральными банками. Каким же образом создавалось богатство? Это основной вопрос в экономике, который должен задать себе каждый человек, каждая компания и каждое правительство.
Сюй Сяоньень
Сюй Сяонянь — профессор экономики и финансов в Китайско-европейской международной бизнес-школе в Шанхае. КЕМБШ была основана совместно китайским правительством и ЕС как некоммерческий институт высшего образования для обучения международным управленческим навыкам.