Генетически модифицированный сорт бананов, устойчивый к панамской болезни, получивший название QCAV-4, в настоящее время исследуется в Квинслендском технологическом университете (Австралия) на предмет возможности его коммерческого выращивания.
Сандра Катберт, генеральный директор Food Standards Australia New Zealand, отметила в недавнем пресс-релизе, что в случае одобрения заявки продукты, полученные из этого генетически модифицированного банана, будут разрешены к продаже.
Создание этого сорта бананов — результат исследований профессора Джеймса Дейла из Квинслендского технологического университета (QUT), который вместе со своей командой руководил разработкой QCAV-4.
Изначально проект биофортификации был поддержан грантом в размере около 10 млн долл. от Фонда Билла и Мелинды Гейтс в 2014 году и был направлен на решение проблемы дефицита витамина А у населения Африки путем внедрения ГМ-бананов в таких странах, как Уганда.
Однако эта инициатива не встретила единодушного одобрения, особенно в Уганде, где такие активисты, как Бриджет Мугамбе из Альянса за продовольственный суверенитет в Африке, ставят под сомнение необходимость такого шага.
Она пишет: "Фонд Гейтса упускает из виду, что в Уганде существуют различные альтернативные источники продуктов питания, богатых витамином А, которые легко выращивать и получать. Необходимость в этом генетически модифицированном банане, богатом витамином А, явно надуманная и, к сожалению, может закончиться уничтожением продукта питания, который лежит в основе нашей социальной структуры".
Угандийские политики, такие как Нсаба Бутуро и Джой Ваако, активно выступают против внедрения ГМО, ссылаясь на проблемы продовольственного суверенитета и экологические последствия, а также сравнивая ГМО с формой колонизации, которая может поставить под угрозу традиционное сельское хозяйство и местные экосистемы.
По словам г-на Бутуро: "Продовольствие — это та область, в которой мы, африканцы, все еще обладаем определенной степенью суверенитета, но как только они отнимут его у нас, нам придет конец".
Джой Ваако, член парламента Уганды от пожилых людей, соглашается: "Эти ГМО несовместимы с нашими традиционными семенами, потому что они повреждают нашу почву. Для получения хороших урожаев приходится добавлять пестициды".
Вставка генов банана из Папуа-Новой Гвинеи в ГМ-банан, предназначенный для Уганды, может быть приравнена к биопиратству, поскольку с коренным населением не проводились консультации и оно не получило выгоды от использования этих генов в ГМ-проекте.
Критики также отмечают, что в мире уже существует множество сортов бананов с высоким содержанием бета-каротина, что ставит под сомнение необходимость выведения генетически модифицированного сорта. Кроме того, высказывались опасения по поводу восприимчивости бананов сорта Кавендиш к болезням и возможности использования большого количества химикатов для защиты урожая.
Нынешний проект по созданию ГМО-банана с геном-маркером антибиотиков вызывает такие вопросы, как: если бы существовала коммерческая монокультура бананов Кавендиш и появился бы новый вариант панамской болезни, что бы тогда произошло?
Панамская болезнь существует в почве уже тысячи лет, но когда 20 лет назад банановые компании высадили в Азии однородные поля Кавендиша, они спровоцировали появление болезни.
Университет QUT утверждает, что планов по коммерциализации ГМ-бананов в ближайшее время нет.
Профессор Дейл сказал: "Если эта болезнь будет развиваться [в Австралии] так же, как на Филиппинах... у нас есть этот банан в запасе, и мы сможем его использовать".
По материалам The Epoch Times USA