Ополаскиватель для полости рта на основе зелёного чая матча подавляет бактерии, вызывающие пародонтит: исследование

(Brent Hofacker/Shutterstock)

Новое исследование показывает, что использование ополаскивателя для полости рта, содержащего матчу, мелко измельченный порошок зелёного чая, может предотвратить заболевания дёсен.

В отчёте, опубликованном 21 мая в журнале Microbiology Spectrum, исследователи из Японии говорят, что матча подавляет рост Porphyromonas gingivalis (P.gingivalis) — бактерии, вызывающие пародонтит.

Пародонтит, или болезнь дёсен, — это серьёзная инфекция, вызванная несоблюдением гигиены полости рта. При этом заболевании на зубах образуется липкая биоплёнка из анаэробных бактерий, которая, если её не лечить, разрушает опорные ткани и кости.

В своём первом исследовании учёные провели лабораторные эксперименты, чтобы проверить эффективность матча против 16 видов бактерий, обитающих в полости рта, включая три штамма P.gingivalis. Через четыре часа воздействия раствора погибли все клетки P.gingivalis, что подтверждает способность матча подавлять рост бактерий.

Во втором клиническом исследовании те же учёные разделили 45 человек с хроническим пародонтитом на три группы и дали каждой группе либо гидрат азуленсульфоната натрия, либо порошок ячменного чая, либо порошок матча.

Участники готовили растворы для полоскания рта в домашних условиях, используя водопроводную воду, и полоскали рот дважды в день в течение месяца. После полоскания они воздерживались от еды и питья в течение 30 минут.

Исследователи обнаружили, что в образцах слюны участников группы, использовавших ополаскиватель для полости рта из матчи, уровень P.gingivalis был значительно ниже, чем в двух других группах.

Чем матча отличается от зелёного чая

Матчу, как и зелёный, белый улун и чёрный чай, производят из растения Camellia sinensis. Однако они различаются по способу выращивания, обработки и приготовления. Например, листья зелёного чая перед сбором не защищают от прямых солнечных лучей, из-за чего он получается более светлым и с другим составом питательных веществ. Целые листья зелёного чая замачивают в горячей воде и удаляют перед употреблением.

Матча получают из того же растения, но перед сбором его держат в тени в течение нескольких недель. Такой способ защищает молодые листья от солнца и способствует накоплению биологически активных соединений, таких как хлорофилл, кофеин, теанин и катехины. Затем листья измельчают в порошок и настаивают в воде. После растворения в воде образуется в три раза больше катехинов, чем в рассыпном зелёном чае. По сравнению с зелёным чаем, питательные вещества в матча содержат больше антиоксидантов, кофеина и аминокислот.

Катехины — это основные полифенолы и антиоксиданты, содержащиеся в листьях чайного растения, придающие ему антимикробные и другие полезные свойства. Методы заготовки растения, а также различия в сортах, происхождении и условиях выращивания влияют на качество и количество катехинов.