Офис Huawei в Ухане, провинция Хубэй, Центральный Китай, 8 октября 2012 года. (STR/AFP/GettyImages)
Примером доминирования китайского телекоммуникационного гиганта Huawei на африканском рынке может служить заявление, сделанное в 2016 году Пан Цзиминем, тогдашним президентом департамента по глобальному управлению.
«Из нескольких десятков доступных коммерческих сетей 4G в Африке более 70% были созданы Huawei», — сказал Пан на отраслевой конференции в Египте, сообщает африканский онлайн-бизнес-сайт African Business Central.
Huawei также создала интернет-сети, используемые правительствами африканских стран, что привело к проблемам с безопасностью.
Согласно публикации в декабре 2018 года на новостном сайте «Восточная Африка» в Кении, Huawei вместе с китайской технологической компанией ZTE создала «национальные сети волоконно-оптической связи и сети электронного правительства более чем в 30 странах».
Это включает оснащение штаб-квартиры Африканского союза (АС). Китай полностью профинансировал и построил комплекс, расположенный в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
В январе 2018 года французская газета Le Monde сообщила, что с 2012 года каждую ночь данные передавались из компьютерных систем в штаб-квартире АС на серверы в Шанхае. Кроме того, скрытые микрофоны были обнаружены внутри столов и стен здания. Huawei заподозрили в шпионаже. Однако китайские власти отвергли обвинения Le Monde.
Согласно анализу аналитического центра Австралийского института стратегической политики (ASPI), базирующегося в Канберре, со ссылкой на контент с веб-сайта Huawei и документы, полученные от Африканского союза, в том числе контракты на ИТ-инфраструктуру, китайский технический гигант предоставил оборудование для некоторых зданий штаб-квартиры, включая вычислительные и запоминающие устройства. Аналитический центр указал, что, хотя возможно, что Huawei не знала о предполагаемом хищении данных, неосведомлённость компании сама по себе стала бы причиной «озабоченности по поводу национальной безопасности». Huawei отвергла претензии ASPI.
Джошуа Мизерви, старший политический аналитик по Африке и Ближнему Востоку в Фонде наследия США, заявил в марте 2018 года на слушаниях в Конгрессе по отношениям с Африкой, что «риск для африканских правительств является значительным».
Ссылаясь на комментарии бывшего главы ЦРУ Майкла Хейдена, который сказал, что Huawei поделилась с Пекином «обширными знаниями об иностранных телекоммуникационных системах, с которыми она связана», Мизерви отметил, что, по его мнению, Пекин «уже воспользовался этой уязвимостью в Африке».
Интерес Huawei к ведению бизнеса в Африке обусловлен её основателем и генеральным директором Жэнь Чжэнфэем, бывшим инженером китайской армии, который возглавлял Информационно-инженерную академию Генерального штаба и активно продвигал идеологию Коммунистической партии Китая.
Согласно биографии, опубликованной китайским университетом научной и технологической прессы «Хуажонг» в 2010 году, Жэнь часто читал труды бывшего лидера Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна и использовал идеи Мао для разработки бизнес-стратегии Huawei. Например, Жэнь принял хорошо известную маоистскую стратегию — захват власти в сельской местности, а затем использование сельских баз для окружения и захвата городов. Этот метод, отточенный во время гражданской войны в Китае, Жэнь использовал для расширения бизнеса Huawei как внутри страны, так и за её пределами.
Начиная с 1992 года, когда на китайском телекоммуникационном рынке доминировали иностранные фирмы, такие как Alcatel, Lucent и Nortel, Huawei начала активно продвигать свои цифровые телефонные коммутаторы в сельских районах Китая, прежде чем перейти на остальную часть Китая, говорится в биографической книге.
Используя ту же маоистскую стратегию, Huawei сначала охватила менее развитые регионы мира, такие как Африка, Юго-Восточная Азия и Западная Азия, а затем вышла на основные европейские и американские рынки.
Китайский технический гигант также является одной из многих китайских компаний, последовавших за призывом Пекина к зарубежной экспансии — стратегией «Выхода», обнародованной бывшим лидером КПК Цзян Цзэминем (правил в 1990 - начале 2000 гг.).
Согласно государственным СМИ Китая, Цзян впервые предложил эту стратегию в июле 1996 года, посетив шесть африканских стран: Египет, Эфиопию, Кению, Мали, Намибию и Зимбабве.
Концепция выхода была снова упомянута в декабре 1997 года, когда Цзян сказал во время рабочей встречи ЦК КПК: «Мы должны агрессивно лидировать и организовывать компетентные компании для выхода, инвестирования и создания заводов в других странах, а также использования их рынков и ресурсов».
В мае 1998 года, на другом рабочем совещании, Цзян определил Африку, а также Ближний Восток, Центральную Азию и Латинскую Америку как регионы для агрессивных инвестиций в рамках своей стратегии выхода.
Эта концепция в конечном итоге стала официальным элементом внешней политики Китая в ноябре 2002 года, когда она была включена в политический отчёт XVI Национального конгресса, который проводится раз в пять лет при смене руководства партии.
Huawei взяла на себя ответственность, впервые открыв филиал в Нигерии в 1999 году.
Компания также стремится расширять «мягкую силу» с помощью своей программы корпоративной социальной ответственности «Семена для будущего», созданной в 2008 году с целью развития местных ИТ-талантов и повышения интереса к телекоммуникационному сектору. Обычно отбираются студенты, обучающиеся в областях, связанных с STEM (наука, технология, инженерия и математика).
Участники программы проходят обучение на мандаринском языке в ведущих университетах Пекина, согласно веб-сайту Huawei, а также техническую подготовку в штаб-квартире компании в городе Шэньчжэнь на юге Китая. Многие университеты во всём мире отмечают, что программа «Семена для будущего» «полностью оплачивается».
Программа доступна во многих странах мира, включая Соединённые Штаты и более чем 20 стран Африки, таких как Камерун, Гана, Кения, Сенегал, ЮАР и другие.
Согласно веб-сайту Huawei, с 2017 года более 30 000 студентов из 350 университетов, представляющих 108 стран и регионов, обучались по этой программе.
Но некоторые эксперты считают, что это больше, чем просто образовательная программа. Партнёрство Huawei с ведущими университетами Великобритании, включая программу «Семена для будущего», было поставлено под сомнение. Энтони Глис, профессор политики в Букингемском университете и эксперт по национальной безопасности, назвал эти отношения «глубоко тревожными» и «абсолютно классической коммунистической тактикой подрывной деятельности» в статье The Daily Telegraph за декабрь 2018 года.
Глис пояснил, что программы Huawei имеют «военную, политическую и промышленную составляющую, которую люди не поняли», из-за тесных связей компании с Пекином и связей её руководителя с китайскими военными.
В обзоре политики, выпущенном в июле 2016 года, исследователи из Школы передовых международных исследований при Университете Джона Хопкинса подвергли сомнению эффективность учебных программ Huawei.
«Действительно ли программы обучения, которые Huawei называет программами корпоративной социальной ответственности, направлены на социальное и экологическое благополучие, или они предусмотрены для экономии средств, прибыльного бизнеса и развития человеческих ресурсов?»
Взломы Huawei в облачном хранилище данных также вызвали озабоченность. В ноябре прошлого года компания представила свою новую облачную вычислительную станцию в ЮАР. На своём веб-сайте Huawei рекламировала себя в качестве первого поставщика облачных услуг, работающего с локальным центром обработки данных в Африке.
Huawei также подписала соглашения с несколькими информационными и технологическими фирмами по всему миру, чтобы предоставлять облачные сервисы компаниям в Африке, в том числе базирующейся в ЮАР Datacentrix, индийской Tech Mahindra и немецкой T-Systems.
Проблемы безопасности, связанные с продуктами облачных вычислений Huawei, были подняты ещё в сентябре 2013 года, когда аналитическая компания Defense Group Inc. из Вирджинии опубликовала отчёт по запросу Комиссии по экономике и безопасности США и Китая.
В отчёте под названием «Красное облако увеличивается: облачные вычисления в Китае» содержится предупреждение о службах облачных вычислений, созданных китайскими корпорациями-лидерами, такими как Huawei и ZTE, и отмечается, что их усилия по продаже своих услуг за пределами Китая могут косвенно привести к тому, что «значительные объёмы корпоративных данных США попадут на серверы, находящиеся под китайским контролем».
Эта статья является частью специального доклада о деятельности компании Huawei, опубликованного The Epoch Times.
Источник: Epoch Times