Майкл Ковриг, бывший канадский дипломат, который был задержан в Китае, во время интервью в Гонконге 28 марта 2018 года. (AP Photo)
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая прямо не ответил на вопросы об аресте бывшего канадского дипломата Майкла Коврига на пресс-конференции в начале декабря 2018 года. Официальный представитель Лу Кангин просто сказал, что работодатель Коврига — Международная кризисная группа (International Crisis Group (ICG)) — не зарегистрирован в Китае как неправительственная организация (НПО), и Коврига мог нарушить китайский закон.
Ковриг, старший советник мозгового центра ICG, был задержан после того, как полиция Канады 1 декабря 2018 года арестовала Мэн Ваньчжоу, главного финансового директора китайской компании Huawei Technologies Co Ltd, по требованию властей США. Согласно Reuters, государственная газета Beijing News сообщила 12 декабря: «10 декабря было проведено расследование по делу канадского гражданина Майкла Джона Ковриги в соответствии с законом «Бюро государственной безопасности Пекина» по подозрению в участии в действиях, которые наносят ущерб государственной безопасности Китая».
Пекин утверждает, что ICG нарушила закон о зарубежных НПО — «Закон Китайской Народной Республики об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций на материковой части Китая», который вступил в силу в январе 2017 года, как часть новых мер национальной безопасности, введённых в соответствии с китайским законодательством по указанию Си Цзиньпина.
Общеизвестно, что НПО очень трудно зарегистрироваться в Китае. Те, которые уже официально зарегистрированы, принадлежат Коммунистической партии Китая. Среди них Всекитайская федерация женщин, Китайская федерация инвалидов, Китайское общество исследований в области прав человека (CSHRS), Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами (CPAFFC) и Китайская антикультовая ассоциация (CACA).
Всекитайская федерация женщин является одной из трёх периферийных организаций компартии, а две другие являются профсоюзами и Коммунистической молодёжной лигой. Основная роль Китайского общества исследований в области прав человека — угнетать правозащитные группы. Оно присоединилось к Совету ООН по правам человека, чтобы соблюдать интересы компартии. Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами — это правительственное учреждение, возглавляемое компартией, которое занимается гражданской дипломатией от имени неправительственной организации. Китайская антикультовая ассоциация, созданная в ноябре 2000 года, помогает преследовать сторонников духовной практики Фалуньгун. Её возглавляет «Офис 610», секретная полиция компартии (созданая в 1999 году для преследования Фалуньгун).
Закон Китая об НПО требует, чтобы иностранные НПО регистрировались в Министерстве общественной безопасности, что затрудняет их деятельность в Китае. По данным 2017 года, в Китае насчитывалось около 1000 международных НПО, а вместе с краткосрочными проектами их было более 7000. Но только 139 были зарегистрированы.
Многие иностранные НПО работают без регистрации, что считается нарушением закона. Коммунистический режим Китая обычно не уделяет пристального внимания «нарушению закона», власти игнорируют верховенство закона и наказывают любого, кого сочтут нужным. Чтобы оправдать задержание Ковриги и другого канадца, бизнесмена Майкла Спавора, компартия заявила, что ICG нарушила закон Китая об иностранных НПО.
Однако Ковриг и ICG, возможно, не нарушили закон. ICG заявила, что закрыла свой пекинский филиал в декабре 2016 года, поскольку не смогла зарегистрироваться. Ковриг был канадским дипломатом в Китае с 2014 по 2016 год, а в 2017 году присоединился к ICG в Гонконге на законных основаниях.
Это не единичный случай. В 1996 году Исследовательская ассоциация Фалуньгун, основанная приверженцами Фалуньгун в Китае, подала заявку на регистрацию в правительственные организации, но не могла зарегистрироваться и распалась. Однако, когда компартия начала преследование Фалуньгун в июле 1999 года, власти утверждали, что Ассоциация исследований Фалуньгун нарушила закон, потому что не была зарегистрирована.
ICG не считается враждебной силой для компартии. Помимо признания Министерством иностранных дел в 2007 году, когда она вошла в Китай, компания поддерживала контакты с различными секторами компартии на разных уровнях. Сам Ковриг часто бывал в Пекине, встречался с партийными чиновниками и был приглашён выступать на встречах. На официальном веб-сайте Департамента по международным связям компартии Китая были фотографии Ковриги и его заместителя Го Ечжоу во время встречи в августе 2018 года, но их удалили после ареста канадца.
Департамент по международным связям является одним из четырёх учреждений Центрального комитета компартии, отвечающих за установление внешних связей с другими политическими партиями. Он имеет контакты только с иностранными политическими партиями, которые компартия считает «дружественными» или «похожими» на неё. До декабря 2018 года ICG и Коврига рассматривали как «друзей», а не как занимающихся какой-либо «незаконной» деятельностью в Китае, не говоря уже об «угрозе государственной безопасности». И то, что ICG не зарегистрирована как НПО в Китае, никогда не было проблемой, пока Мэн Ваньчжоу не арестовали в Канаде по требованию властей США.
Другая причина ареста Ковриги заключается в том, что в Китае нет независимой судебной системы с момента установления коммунистического режима в 1949 году. Даже после установления так называемого верховенства закона после окончания «Культурной революции» почти все известные судебные дела были вызваны политическими факторами, а не верховенством закона. Например, преследование Фалуньгун продолжается уже более 19 лет, и с самого начала оно было политически мотивированным. До сих пор никаких правовых оснований не найдено.
Преследование активистов и адвокатов по правам человека началось в 2015 году. Методы, используемые компартией для преследования диссидентов, включают их похищение, публичные признания (транслируемые по государственным СМИ), применение психотропных веществ, пытки и похищение членов семьи. Всё это не имеет законного основания.
Питер Хамфри, гражданин Великобритании, был осуждён за «признание», которое транслировалось по государственному телевидению. Не то чтобы он нарушил китайский закон, его заключили в тюрьму за подрыв интересов могущественной группы, связанной с компартией. Хамфри был назначен англо-американским фармацевтическим гигантом GlaxoSmithKline для расследования дела о коррупции в его филиале в Шанхае в 2013 году.
Организационная структура компартии также гарантирует, что судебная система Китая не будет независимой. Управление судебной системой, включая Министерство общественной безопасности, Верховный суд, Верховную прокуратуру, Министерство юстиции, подчиняется Центральной комиссии по политическим и правовым вопросам (PLAC). Во главе PLAC стоит «Группа лидеров по вопросам верховенства права», созданная для консолидации управления судебной системой со стороны компартии. Все части судебной системы, включая адвокатов, возглавляются коммунистической партией, так где же тут независимое правосудие?
Что касается Ковриги, то он не будет иметь возможности воспользоваться дипломатическим иммунитетом. Об этом сообщил пресс-центр министерства иностранных дел Китая.
«Майкл Ковриг, который находится в Китае по подозрению в угрозе национальной безопасности страны, не будет иметь возможности воспользоваться своим дипломатическим иммунитетом», — заявил Хуа Чунин, пресс-секретарь министерства, на брифинге в Пекине.
Мнение редакции Epoch Times может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Эта статья является частью специального доклада о деятельности компании Huawei, опубликованного The Epoch Times.
Источник: Epoch Times