China Evergrande Group — второй по величине оператор недвижимости в Китае и самый крупный застройщик в мире с задолженностью — столкнулся с риском дефолта по долгу.
Кредиторами Evergrande выступают в основном китайские банки, что вызывает беспокойство по поводу краха огромного финансового сектора Китая с крупной задолженностью.
Более того, значительная часть долга Evergrande на сумму более $800 млн принадлежит иностранным инвесторам. Учитывая обширные экономические связи между Китаем и остальным миром, есть опасения, что банкротство Evergrande будет иметь экономические последствия для Китая и держателей его иностранных облигаций.
Эти опасения обоснованы. Финансовый кризис 2008 года был спровоцирован крахом известной инвестиционной компании Lehman Brothers с Уолл-стрит, которая была «слишком большой, чтобы обанкротиться». Но когда это всё-таки произошло, начали закрываться и другие компании, требуя от правительства помощи в триллионы долларов в условиях серьёзного экономического спада.
Некоторые финансовые эксперты считают, что последствия дефолта Evergrande могут быть гораздо серьёзнее, чем у Lehman Brothers.
Пузырь на рынке недвижимости Китая существует уже несколько десятилетий, и Evergrande — пример длительного перегрева рынка недвижимости в стране. Год назад застройщик попал в заголовки газет из-за кризиса обслуживания долга на сумму $120 млрд.
Но каким-то образом Народный банк Китая смог решить проблему на какое-то время. На этот раз всё может быть по-другому. На самом деле, не только Evergrande испытывает финансовые трудности. Другие китайские застройщики с большой задолженностью, в частности, Sinic Holdings, также находятся в затруднительном положении. 20 сентября акции Sinic Holdings упали на 87% в Гонконге.
Чрезмерная зависимость Китая от индустрии недвижимости для содействия экономическому росту и занятости является источником проблем Evergrande и других компаний по недвижимости с крупной задолженностью. Потому что главная претензия коммунистической партии Китая на легитимность — экономический рост и высокая занятость, к тому же больше всего партия боится внутренних беспорядков.
За последние три десятилетия власти достигли этих трёх целей за счёт развития недвижимости. Финансовый процесс можно свести к простому уравнению: государственные банки Китая предоставляют ссуды государственным предприятиям и/или местным партийным чиновникам, которые строят квартиры, торговые центры и другие городские сооружения, а затем продают их частным инвестиционным группам. Те, в свою очередь, перепродают их частным лицам и другим частным инвестиционным организациям. Во многих случаях застройщики продают их напрямую населению.
Независимо от рыночного спроса, Пекин всегда полагался на развитие недвижимости, чтобы поддерживать высокий уровень занятости, который сохраняет высокий спрос и цены на жильё. По сравнению с США или Европой возможности инвестирования для частных лиц в Китае по-прежнему ограничены. Это одна из причин, по которой уровень долгосрочных семейных сбережений в Китае (более 40%) намного выше, чем в США (около 8%), а также причина того, почему цены на жильё в Китае по сравнению с доходом семей намного выше — в 30 раз или больше.
Чтобы защитить банки, которые предоставляют финансирование на покупку земли и строительство домов, Народный банк Китая обычно рефинансирует существующие ссуды и непогашенные проценты в новые и более крупные ссуды. Другой способ — выпуск облигаций, в результате чего пузырь внутренних облигаций разросся до $52 трлн. Поскольку компартия Китая контролирует Народный банк и стоимость юаня, этот искажённый рынок и огромный долг могут ухудшаться из года в год.
Искажения становятся слабостью, достигается предел, а затем следует крах. Вот что происходит с Evergrande, и, как говорилось выше, эта компания — не единственная. То же самое переживает большая часть застройщиков на рынке недвижимости в Китае. Один из результатов — это растущее количество «городов-призраков», построенных в качестве «инвестиций».
Проблема с «городами-призраками» в том, что тысячи жилых домов пустуют, никто не делает покупки в торговом центре, не ездит в метро и не занимает офисные здания.
Следовательно, нет арендной платы и ипотеки, никакой прибыли от таких городов, которые были построены исключительно для поддержания легитимности компартии Китая.
Финансовый сектор, конечно, напрямую связан с застройщиками и находится не в лучшем состоянии. В результате накопления безнадёжных ссуд, спустя десятилетия накопились долги в десятки триллионов долларов. Как и во время мирового финансового кризиса 2008–2009 года, банкротство одной компании или банка может привести к серии банкротств.
Один из способов, которыми Народный банк Китая пытался сократить или даже избежать дефолта, — это снизить требования к банковским резервам, высвободить часть средств из финансовой системы, которые поступят в Evergrande, чтобы помочь выплатить долги.
Однако банк делал это раньше, и неизвестно, насколько это будет эффективно на этот раз.
Особо стоит отметить, что на момент написания этой статьи, Китай заплатил держателям внутренних облигаций, но не заплатил иностранным кредиторам.
Расчёт властей может заключаться в том, чтобы держаться за иностранцев, стабилизировать внутреннюю ситуацию и укрепить свой авторитет. Это может ударить по фондовым рынкам США и Европы, а также препятствовать быстрорастущему рынку недвижимости США, поскольку китайские покупатели — важный фактор на рынке жилья Западного побережья США и на других рынках. Что ещё хуже, лопающийся пузырь на рынке недвижимости Китая может вызвать панику на мировых рынках и привести к падению цен на активы во всём мире.
Такой эффект домино, безусловно, возможен. Скоро увидим.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Джеймс Р. Горри — писатель из Южной Калифорнии. Автор книги «Кризис в Китае», пишет в своём блоге TheBananaRepublican.com.
Источник: The Epoch Times