Государственный долг Китая уже составляет 270% ВВП, а объём просроченных кредитов достиг $466,9 млрд. В дополнение к существующим экономическим проблемам, гигант рынка недвижимости Evergrande Group дал понять, что может объявить дефолт по своему долгу.
Второй по величине застройщик Китая столкнулся с кризисом ликвидности, поскольку торговля его офшорными облигациями была приостановлена. Без доступа к финансированию Evergrande не сможет расплатиться с поставщиками, завершить проекты или увеличить доходы, что повышает вероятность дефолта — событие, которое может вызвать волнения во всей китайской экономике.
В прошлом году объём продаж Evergrande составил $110 млрд, а её активы — $355 млрд. В июне компания не смогла оплатить часть коммерческих бумаг, и правительство заморозило её банковский депозит в размере $20 млн. В настоящее время общая сумма обязательств компании составляет $305 млрд, что делает Evergrande застройщиком с самым большим долгом в мире. Она также считается крупнейшим в Азии эмитентом мусорных облигаций. Evergrande задолжала 128 банкам и более чем 121 небанковской организации. Вследствие этого за последние 14 месяцев цена акций компании упала на 90%, в то время как её облигации торгуются на 60-70% ниже номинала.
На долю Evergrande приходится 4% от общего объёма долговых обязательств в сфере недвижимости Китая. Долг компании настолько велик, что представляет системный риск для банковской системы страны. Несвоевременные выплаты Evergrande могут вызвать цепную реакцию дефолтов во всех учреждениях. Распродажа активов Evergrande может привести к падению цен, что разорит застройщиков с избыточным количеством заёмных средств. Власти обеспокоены тем, что это угрожает дестабилизацией всего сектора недвижимости, который составляет около 30% экономики Китая.
Кроме того, Evergrande влияет на рынок труда. В компании работает 200 тыс. человек на постоянной основе и 3,8 млн в год на проектной основе. После 18 месяцев периодических изоляций в связи с COVID-19 Китаю нужно больше рабочих мест.
Ожидается, что Evergrande не сможет осуществить выплаты по процентам и основной сумме долга в ближайшем времени.
Народный банк Китая и Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности предупредили руководство Evergrande о необходимости снизить риски долговых обязательств. Пекин поручил властям провинции Гуандун координировать действия с потенциальными покупателями активов Evergrande. Между тем регулирующие органы внесли предложение позволить компании пересмотреть сроки платежей, что даст ей отсрочку.
Evergrande — не единственная проблема на долговом рынке Китая. К середине года общий объём дефолтов китайских офшорных и офшорных компаний составил более $25 млрд, что почти соответствует объёму дефолтов за весь предыдущий год. Около 30% этих дефолтов пришлось на фирмы, занимающиеся недвижимостью. Одними из самых крупных стали China Fortune Land Development и Sichuan Languang Development.
Кроме того, транспорт, туризм и розничная торговля особенно сильно пострадали от противоэпидемических ограничений, что привело к росту неплатежей в этих секторах. Некоторые государственные компании также пострадали от дефолтов, например, Yongcheng Coal & Electricity Holding Group и Tsinghua Unigroup. Компания China Huarong Asset Management тоже не смогла в срок предоставить отчётность за 2020 год. Долг компании Huarong составляет $39 млрд и по итогам 2020 года она понесла убыток в размере $15,9 млрд.
В течение последних нескольких лет корпоративный долг Китая по отношению к ВВП неуклонно растёт. В 2017 году он достиг рекордных 160%, по сравнению со 101% десятью годами ранее. Приоритетная задача китайского лидера Си Цзиньпина — сдержать рост задолженности, особенно в теневом банковском секторе Китая, объём которого составляет $10 трлн.
Финансирующие компании местных органов власти объявили дефолт по многим доверительным кредитам в теневой банковской системе, но не по государственным облигациям. В этом году 915 млн таких финансирующих компаний объявили дефолт. Так называемая скрытая задолженность местных органов власти стала настолько распространённым явлением, что Пекин определил его как проблему национальной безопасности.
Доверие инвесторов пошатнулось, поскольку как частные, так и связанные с государством компании, которые когда-то считались безопасными для инвестиций, оказались в состоянии дефолта. Опасность заключается в том, что инвесторы, страшась кризиса, могут запаниковать и начать распродавать как хорошие, так и плохие долги, и это приведёт к падению рынка.
Крах Evergrande может вызвать масштабные экономические потрясения и даже беспорядки в обществе. Будущее Evergrande и китайской экономики зависит от того, допустят ли центральные власти дефолт Evergrande, оставив кредиторов на произвол судьбы, или же Пекин вмешается в ситуацию, чтобы сохранить стабильность.
Антонио Грасеффо, доктор философии, провёл более 20 лет в Азии, окончил Шанхайский университет спорта, имеет степень магистра экономики Китая в Шанхайском университете Цзяотун. Он профессор экономики и экономическим аналитиком по Китаю, пишет для различных международных СМИ. Некоторые из его книг о Китае включают «За пределами проекта „Один пояс — один путь“: Глобальная экономическая экспансия Китая» и «Краткий курс китайской экономики».
Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают точку зрения The Epoch Times.
Источник: The Epoch Times