Фотожурналиста, которого талибы держали в заключении 23 дня за освещение акции протеста женщин против «Талибана», неожиданно освободили. Об этом подтвердил близкий друг 21-летнего фотографа в интервью The Epoch Times.
Талибы арестовали 21-летнего внештатного фотографа Мортеза Самади 7 сентября после того, как он выпустил репортаж с акции протеста в городе Герат на западе страны. По словам его коллеги, внештатного фотожурналиста Масуда Хоссейни, исламская террористическая группировка обвинила Мортеза Самади в «шпионаже» и «подстрекательстве» людей на своей странице в Facebook к противостоянию «Талибану».
Друг Мортеза Самади, Элиас (псевдоним, используемый в целях безопасности) рассказал The Epoch Times, что его освободили поздно вечером в четверг, после более чем трёхнедельного содержания под стражей талибами. Элиас узнал об освобождении Самади от него самого, когда они связались по телефону.
Новость об освобождении фотокорреспондента распространилась вслед за растущим давлением на талибов со стороны международного сообщества. Требования ― освободить фотографа, последовали после сообщения о том, что задержанному был вынесен смертный приговор. Представители «Талибан» тут же опровергли эти слухи в своём заявлении.
«Семья не могла выйти с ним на связь 23 дня. Я был счастлив, когда узнал, что им разрешили поговорить после трёх недель ожидания», ― сказал в телефонном интервью The Epoch Times афганский журналист, который познакомился с Самади в университете три года назад. Он сообщил эту новость на условиях анонимности из опасения репрессий со стороны талибов.
Американская некоммерческая организация «Комитет по защите журналистов» поздно вечером в четверг опубликовала заявление, поприветствовав хорошую новость.
«“Комитет по защите журналистов” приветствует освобождение фотожурналиста Мортезы Самади из талибской тюрьмы, где он вообще не должен был содержаться. Мы ещё раз призываем талибов прекратить преследование журналистов за их работу», ― написала Нью-Йоркская организация в Twitterе.
Элиас выразил несогласие с публичным заявлением талибов об аресте фотокорреспондента. По его мнению, Самади долгое время находился под наблюдением группировки ввиду его деятельности, т. е. ещё до того как «Талибан» взял контроль над Кабулом 15 августа.
«Я думаю, освещение протеста женщин ― не единственная причина, по которой его арестовали и планировали арестовать. Да, он действительно освещал его... Но главная причина в том, что ещё до падения Кабула он освещал ожесточённые бои в районе города Герат».
По словам Элиаса, ранее Мортеза Самади фотографировал войска, находившиеся под командованием Исмаила Хана, бывшего губернатора Герата, лидера Афганских сил безопасности. Эти снимки он публиковал на своей странице в Facebook.
«Так, что талибы давным-давно наблюдали за ним… Я думаю, это основная причина, по которой они искали его».
«“Шпионаж” ― это талибская пропаганда, ― добавил он. ― Я знаю его последние три года. Если бы он был шпионом, то был бы очень богатым, а не бедным с маленькой камерой».
По мнению Элиаса, его близкого друга освободили только благодаря растущему международному давлению и ответной реакции на сообщение от местного информационного агентства о том, что журналиста казнят, сказал он The Epoch Times,
«Я был счастлив и не мог поверить, что его освободили. Но для меня осталось загадкой, почему они [талибы] внезапно передумали», ― сказал Элиас, имея в виду Самади.
В прошлом месяце один из основателей «Талибана» мулла Норуддин Тураби заявил, что экстремистская группировка возобновит казни и ампутации рук и ног, как это практиковалось во времена правления режима более 20 лет назад.
«Им [семье Самади] не позволяли увидеться или поговорить с ним по телефону, поэтому не было никакой уверенности в том, что он жив. Мы все помним, как раньше талибы устраивали казни. Хотя они и объявляли всеобщую амнистию, но после всё равно убивали людей», ― отметил Элиас.
В прошлом месяце талибы вывесили четыре трупа на городской площади Герата, что на западе Афганистана. Предполагаемый член группировки «Талибан» сообщил агентству «Ассошиэйтед Пресс», что «цель этой акции ― предупредить всех преступников, что они ― не в безопасности».
«Я не доверяю им [талибам]. Я переживал, что с ним [Самади] может что-то случиться, и если бы не реакция средств массовой информации и хэштеги в «Твиттере» за освобождение Мортезы, то они давно бы убили его», ― сказал Элиас, добавив, что пока ему неизвестно, пытали талибы его друга в тюрьме или нет.
После инцидента с другом фотографом, Элиас уже несколько недель пытается получить визу, чтобы покинуть страну, опасаясь за свою жизнь. Он сказал, что за несколько часов до разговора с The Epoch Times, кто-то постучал в его дверь и быстро ушёл.
«Я очень испугался», ― сказал он, указывая на опасности и трудности, с которыми сталкиваются местные журналисты при правлении «Талибана». По его словам, большинство афганских журналистов сейчас скрывается, не имея доходов, и опасаясь преследования за освещение ими событий до захвата власти радикальным движением.
Элиас признался, что в среду одно новостное агентство США предложило ему подработку, но он опасается возмездия со стороны талибов.
«Я очень боюсь соглашаться на эту работу, но у меня заканчиваются деньги, и пока нет никакой возможности выбраться отсюда, поэтому я говорю себе: “У тебя нет выбора. Ты должен согласиться на эту работу”».
Он рассказал The Epoch Times, что недавно талибы ввели трёх этапные предупреждения для журналистов, освещающих «то, против чего они [талибы] выступают*».
«В первый день вы получите сообщение с предупреждением отступить и прекратить репортажи... На второй день они всего лишь потревожат вас, а на третий ― совершат налёт на ваш дом и обезглавят вас на глазах у вашей семьи, ― сказал он. ― Подобное произошло уже со многими журналистами... Они просто придут к вам домой».
Элиас добавил, что на следующий день после ареста Мортеза он поудалял в Twitterе все сообщения, из-за которых мог стать мишенью.
«Западные и другие страны не выдают визы афганским журналистам… У журналистов в Афганистане заканчиваются деньги, и они не могут выехать отсюда потому, что даже такая ближайшая страна, как Пакистан, не выдаёт им визы», ― отметил он.
«Здесь ты чувствуешь полное одиночество, прячешься, и не можешь никому доверять … из опасений, что талибы могут тебя убить в собственном доме», ― закончил Элиас.
Примечание:
19 сентября радикальное правительство «Талибан» обнародовало 11 жёстких правил, которые ограничили свободу слова в стране, и стали основанием для задержания журналистов. Новые «правила» запрещают журналистам и медиа-организациям публиковать или транслировать репортажи и новости, «противоречащие исламу», оскорбляющие национальных деятелей или нарушающие неприкосновенность частной жизни в стране.
Источник: The Epoch Times