Китайские власти пообещали расследовать сомнительную смерть диссидента
Великая Эпоха
Протесты в Гонконге, вспыхнувшие после смерти правозащитника Ли Ванъяна. Фото: Philippe Lopez/AFP/GettyImages
Вслед за вспыхнувшими протестами, как в Китае, так и за пределами страны, которые вызвала загадочная смерть правозащитника Ли Ванъяна, китайский режим сообщил через гонконгские СМИ, что проведёт расследование его смерти.
Активист Ли просидел в тюрьме больше двух десятков лет после того, как попытался основать независимый трудовой союз в своём родном городе Шаоян провинции Хунань во время демократического движения в 1989 году, инициированного студентами.
6 июня его обнаружили мёртвым в больнице, где он лечился от диабета и сердечной недостаточности. Чиновники заявили, что он совершил самоубийство. Однако его родственники и друзья полагают, что это было убийство, поскольку Ли обнаружили висящим возле окна, а его обе ноги стояли на земле.
К тому же, семье Ли трудно верить в то, что Ли смог бы совершить попытку самоубийства, так как он был слепой и немного глухой из-за многолетних пыток в тюрьме.
За неделю до смерти, он дал интервью гонконгскому телевидению, где он решительно заявил, что до конца будет бороться с правлением коммунистической партии.
На прошлой неделе многотысячные протесты вспыхнули в Гонконге, требуя всестороннего расследования.
14 июня спикер службы безопасности провинции Хунань через гонконгское государственное новостное агентство заявил, что власти проведут вскрытие и исследуют причины смерти Ли. Спикер также сказал, что результаты расследования огласят публично.
Между тем, о случае Ли Ванъяна СМИ континентального Китая ничего не сообщают.
Аналитики уверены, что китайский режим пытается охладить общественное недовольство в преддверии визита лидера компартии Ху Цзиньтао в Гонконг 1 июля в связи с 15-ой годовщиной возвращения Гонконга Китаю.
Ли Чук Янь, председатель Гонконгского альянса в поддержку демократического движения Китая, сказал, что расследование, скорее всего, является способом помешать гонконгцам выйти на улицы с протестами и критикой Ху.
В 2003 году 23 статья о подрывной деятельности в Основном законе автономного района вызвала полумиллионную демонстрацию, поскольку гонконгцы полагали, что она может ограничить политическую и религиозную свободу в Гонконге, которой китайский режим так недоволен. Тогда принятие этой статьи отложили на неопределённое время, и с тех пор в этот день проводятся крупные демонстрации, но меньшие по размерам, нежели в 2003 году.
Ли назвал тактику китайских властей обманом, так как родственники и друзья активиста Ли всё ещё находятся под давлением и слежкой.
Также непонятно, как китайские власти будут проводить вскрытие, если, согласно Информационному центру за права человека и демократию, гонконгской правозащитной группе, тело Ли кремировали 9 июня без согласия его семьи.
Надёжный источник в управлении внутренних дел провинции Хунань сказал Великой Эпохе, что начальник милиции города Шаоян Чжао Люсян является главным подозреваемым в смерти Ли. Чжао был сильно вовлечён в преследование студентов во время демократического движения в июне 1989 года, а также правозащитников в Шаояне.
Правозащитник Пол Го, проживающий за пределами Китая, написал в Твиттере, что высокопоставленные чиновники в Политико-юридической комиссии КНР — органе, подобном фашистскому гестапо, — организовали убийство Ли, чтобы не дать ему разговаривать с иностранными журналистами и разрушить надежды гонконгцев на реабилитацию жертв подавления студентов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году.
Написанию статьи содействовали Анни У и Лю Сяочжэнь