Ожидается, что две крупнейшие государственные компании по атомной энергетике в Китае совершат слияние, и это даст Пекину дополнительные возможности строить объекты ядерной энергетики в других странах и управлять ими.
Каждая из компаний имеет свой собственный козырь. Государственная корпорация Nuclear Power Technology способна строить современные ядерные реакторы третьего поколения. С другой стороны, корпорация China Power Investment является одной из всего лишь трёх компаний в Китае, имеющих лицензию на строительство и эксплуатацию атомных электростанций.
После слияния этих двух компаний они станут своего рода магазином по принципу «одного окна» для всех, кто пожелает купить, построить и эксплуатировать АЭС.
Как сообщает официальный рупор правящей компартии Китая «Жэньминь жибао», ожидается, что Госсовет Китая даст зелёный свет слиянию «в ближайшее время».
Издание перефразировало неназванные источники в этой отрасли, утверждающие, что сей шаг может «дать толчок большему количеству начинаний за рубежом...».
Когда эти две компании объединятся, они образуют новую компанию под названием State Power Investment Group, рассказал председатель корпорации State Nuclear Power Technology Ван Бинхуа во время форума по ядерной энергетике в Южной Африке 17 марта, сообщило издание «Жэньминь жибао».
Согласно статье, новая компания будет иметь активы более $113 млрд и годовой объём продаж — свыше $32 млрд.
«Стратегия Китая — „выйти на мировой уровень“ в экспорте ядерных технологий, в том числе тяжёлых компонентов в цепочке поставок», — говорится на сайте Всемирной ядерной ассоциации.
«Ключом к царству» будет их предложение ядерного реактора третьего поколения AP1000, и компартия Китая уже работает с рядом стран — от ЮАР до Великобритании — чтобы построить и эксплуатировать там свои АЭС.
Пекин способен создавать современные ядерные реакторы AP1000 благодаря соглашению от 2008 года о совместной разработке с американской корпорацией Westinghouse Electric.
ЮАР планирует потратить $93 млрд на строительство шести ядерных реакторов к 2030 году, сообщает «Жэньминь жибао». Китайские компании и российский «Росатом» — одни из главных претендентов на эти контракты.
В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита Ван Бинхуа использовал реактор AP1000 и ожидаемое слияние как рычаги, чтобы выиграть южноафриканские контракты, которые, по его словам, дадут компартии больше возможностей экспортировать ядерные технологии третьего поколения в ЮАР.
Амбиции КНР по поводу экспорта ядерной энергетики создают проблемы не только другим странам, присутствующим на рынке ядерной энергетики — особенно США, России и Японии — но также и состоящей из 48 государств-членов Группы ядерных поставщиков (ГЯП), которая сосредоточена на уменьшении распространения ядерной энергетики.
Руководящие принципы ГЯП запрещают государствам-членам продавать ядерные технологии странам, которые не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. «Великая Эпоха» 9 февраля сообщала, что компартия сейчас не в ладах (англ.) с ГЯП из-за его сотрудничества с Пакистаном в строительстве, по меньшей мере, шести АЭС.
Премьер-министр Китая Ли Кэцян в июне 2014 года подписал с британским правительством соглашение, которое позволяет КНР проектировать и эксплуатировать АЭС в Великобритании.
Это соглашение вызвало огромное количество споров, особенно в отношении ядерного проекта Hinkley Point C в Сомерсете в юго-западной Англии, который станет первым в поколении новым объектом ядерной энергетики в Великобритании.
Среди потенциальных партнёров ядерного проекта Hinkley Point C — China General Nuclear Power Corp и China National Nuclear Corp, которые могли бы осуществить от 30 до 40 процентов проекта, говорится в отчёте аналитической компании всемирной энергетики Enerdata от 20 июня 2014 года.
Вскоре после подписания этой сделки издание Daily Mail сообщило, что «Некоторые эксперты предостерегали от предоставления Китаю контрольного пакета акций в этой отрасли по соображениям национальной безопасности, говоря, что это отдаст Британию на милость коммунистического режима».
Издание The Independent привело слова лидеров профсоюзов Великобритании, которые предупреждают, что если отдать контроль над объектами китайскому коммунистическому режиму, то это будет означать, что КНР будет иметь право «включать и выключать свет».
Однако безопасность не была единственным предметом спора в этих дебатах. Ключевым моментом были и права человека.
«Палата... считает, что в свете ужасных нарушений прав человека, принятие денег от Chinese State Investment Bank для инвестирования в новую британскую АЭС — это принятие денег, запятнанных кровью», — сказал в июне 2014 года в британской Палате общин Пол Флинн, член парламента от лейбористской партии от избирательного округа Ньюпорт-Уэст и противник ядерной энергетики, сообщил The Independent.