Миллионам китайских граждан нехотя, но дадут своего рода отсрочку от гнетущего отсутствия правового статуса, от которого они страдали при «хукоу», то есть семейной системе регистрации. Согласно плану, о котором было объявлено 15 февраля Министерством общественной безопасности, нынешнюю семейную систему регистрации изменят.
Временный вид на жительство, выдававшийся трудовым мигрантам, будет отменён в пользу постоянного вида на жительство, который позволит мигрантам из-за пределов конкретного города пользоваться привилегиями на пропорциональной основе. Чем дольше мигрант живёт в городе, тем на большее количество социальных услуг он будет иметь право.
Семейная система регистрации имеет в Китае древнее происхождение, и китайская компартия в 1958 году возродила её в виде своей версии этой системы. В ситуации с огромным и очень бедным сельским населением, система регистрации позволила режиму ограничить миграцию в относительно более процветающие города. Результат часто критиковался, мол, это кастовая система, а деревенское население привязано к одному месту и имеет меньше возможностей и достатка.
Сельские жители всё равно в больших количествах мигрировали в города, часто нелегально, и с ними обращались как с гражданами второго сорта. Им были недоступны социальные услуги. Они не могли купить машину или квартиру, потому что для городов, в которых такие люди работают, они — «нерезиденты».
Такие мигранты часто оставляют своих детей на попечение бабушек и дедушек в городках, в которых дети родились. Они не имеют права ходить в школу и, когда приходит время поступать в вуз, как «нерезиденты» они не допускаются к участию в местных вступительных экзаменах.
К рабочим-мигрантам полиция также часто относится иначе — в сторону более дурного обращения. Печально известный случай был связан с рабочим по имени Сунь Чжиган в 2003 году в городе Гуанчжоу на юге Китая. Когда полиция обнаружила, что он не получил временного разрешения, то его избили до смерти.
Когда будет принята реформа, пока непонятно. Рупор режима «Синьхуа» 16 февраля выразил одобрение этой планируемой реформе, назвав отмену временных разрешений «лучшим новогодним подарком всех времён».
Другие бросают на этот «подарок» неодобрительный взгляд.
«Вид на жительство сам по себе незаконен, — сказал китайский адвокат Чэн Хай в интервью Deutsche Welle. — Госсовет главным образом создаёт сертификат, устанавливающий пределы для того, где люди могут жить, и это без одобрения Всекитайского съезда народных представителей». Всекитайский съезд народных представителей — это законодательный орган компартии Китая. Министерство общественной безопасности — это учреждение в рамках Госсовета.
«Более того, любой приезжающий в Пекин работать является налогоплательщиком, ведь он внёс свой вклад в доход государства. То есть, он должен иметь такие же права, как и обычный гражданин», — отметил Чэн.
«Семейная система регистрации должна отражать только идентификацию гражданина и не должна быть привязана к каким-либо интересам или социальной выгоде», — считает Чэн.
Обозреватель китайского новостного портала Sohu Ван Шичуань попросил не придавать слишком большой значимости отмене разрешений на временное проживание, ведь вид на жительство продолжает существовать.
«Важно то, какими социальными благами граждане могут пользоваться. А эти блага не являются чем-то, что можно разрезать на кусочки, или взять в виде процентов в скидке, — говорит Ван. — Если будут и дальше предоставлять обладателям вида на жительство больше услуг, это лишь поможет нам осознать, сколько ещё нужно пройти пути, чтобы оказаться в состоянии обеспечить равные услуги каждому гражданину».
Читайте также:
В Китае более 200 млн. рабочих-мигрантов из сельской местности
Рабочие-мигранты протестуют в Китае