Экономика Китая: фальшивые иностранные инвестиции ведут в пропасть
Великая Эпоха
Незаконный отток триллионных капиталов, фальшивые иностранные инвестиции и спекуляция на рынке недвижимости, сопровождающиеся коррупцией и отмыванием денег, довели китайскую экономику до предела, как говорят эксперты.
Презентация недвижимости потенциальным покупателям на пекинском весенней ярмарке недвижимости 10 апреля 2010 года. Как указывают эксперты, китайской экономике грозит фальшивый капитал прямых иностранных инвестиций и связанная с ним коррупция и спекуляция на рынке недвижимости. Фото: Feng Li / Getty Images
С конца 1970-х годов, после внедрения экономических реформ, китайская экономика опиралась на иностранные инвестиции, накачивая ВВП. Но сегодня большие объёмы капитала вытекают из Китая через незаконные схемы вывода денег, которые часто попадают в страну в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Одновременно коррумпированные чиновники и предприятия, которые украли эти деньги, пользуются льготами и выгодами, которые китайский режим предлагает для привлечения иностранного капитала. Такой оборот денег обычно возникает на спекулятивном рынке недвижимости, где доходы высокие и быстрые.
Экономика Китая потеряла $3,79 млрд американских долларов в результате незаконных финансовых оттоков в период с 2000 по 2011 годы. Такую информацию можно найти в октябрьском международном отчёте за 2012 год американской исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI).
Китайский журнал The Economic Observer в одной публикации привёл цитату из внутреннего отчёта Центральной дисциплинарной комиссии, где сказано, что только за 2012 год из Китая незаконно выведен $1 трлн, хотя ещё в 2011 году этот показатель составлял $600 миллиардов, а в 2010-м — $412 млрд. Официальный отчёт прогнозирует, что эта цифра вырастет до $1,5 трлн в 2013 году.
Отчёт GFI связывает такой массовый отток капитала с незаконным оборотом денег от «обратных» прямых инвестиций, указывая, что это вредит экономике, потому что такие инвестиции «обычно не создают много рабочих мест и не способствуют передаче технических знаний или увеличению экономических мощностей».
Такие обратные прямые инвестиции осуществляются с 2004 года, как говорит Чен Сяонун, экономист и бывший советник Чжао Цзыяна, который был председателем компартии КНР с 1987 по 1989 годы.
Расследуя все иностранные инвестиции в период 1991—2008 гг., Чен пришёл к тревожному выводу: с 2007 года, примерно 70% прямых инвестиций поступали в Китай из стран, где низкие налоги, или оффшорных финансовых центров, таких как Багамские острова, Каймановы острова и Маврикия.
Лишь 30% иностранных инвестиций в 2008 году были настоящим иностранным капиталом, а остальные 70% были фальшивыми, как сказал Чен в интервью международному французскому радио. Он подсчитал, что объём фальшивых прямых инвестиций вырос с 80% до 90% в 2012 году.
Большая часть этих обратных инвестиционных средств приходится на подставные компании, которые регистрируют коррумпированные китайские чиновники в оффшорных зонах с низкими налогами. Эти пустые компании затем передают эти отмытые деньги обратно в Китай как прямые иностранные инвестиции. Вот почему валютные резервы в Китае остаются высокими, несмотря на массовый незаконный отток капитала, как пояснил Чен.
Франк Се, преподаватель предметов по бизнесу в Университете Южной Каролины (г. Айкен, США), недавно сказал в интервью телекомпании NTD, что есть несколько способов манипулирования обратными прямыми инвестициями в китайской экономике.
Во-первых, те, кто вкладывает обратные прямые инвестиции, пользуются налоговыми льготами и льготами передачи права на землю. Во-вторых, если инвестиции приносят прибыль, то эти доходы передают обратно за границу в зоне так называемого налогового рая. В-третьих, если товар производится на экспорт, инвестор может воспользоваться льготой и вернуть налоги согласно политике экспортного содействия, как говорит Се.
Относительно влияния обратных прямых инвестиций на китайскую экономику, Се соглашается с тем, что эти обманные иностранные инвестиции искусственно увеличивают ВВП Китая. Одновременно они фактически вместо пользы приносят китайской экономике лишь убытки.
Чен согласился, сказав, что это влияние искажает всю экономическую структуру КНР, поскольку обратные прямые иностранные инвестиции в основном являются хорошим основанием спекуляций на рынке недвижимости. Это способствует раздуванию пузыря на рынке недвижимости и создаёт обманчивий краткосрочный рост в отраслях, связанных со строительством, например, в производстве стали. По его мнению, многие китайцы и китайские предприятия усердно работают, но их усилия, как ни прискорбно, в конечном счёте помогают коррумпированным чиновникам накапливать недвижимость.
Касательно дополнительных проблем раздувания рынка жилья, Чен сказал, что коррумпированные чиновники вложили деньги в такое большое количество жилья, что они вряд ли когда-нибудь смогут его использовать сами или перепродать, воспользовавшись выгодой от схем заимствования денег или деятельности спекулятивных компаний на рынке недвижимости. Однако они получают выгоду от налоговых кредитов, независимо от того продадут они свою собственность, или нет. Это ещё одна причина того, почему Китай сейчас имеет десятки миллионов инвестированных домов, которые проданы, но никто в них не живёт. С точки зрения Чена, это превращает пузырь на рынке жилья на потенциальную бомбу.
Чен предупредил, что если пузырь на рынке жилья лопнет, последствия будут колоссальными. Это потому, что коррумпированные чиновники инвестировали в строительство недвижимости реальные кредитные деньги с депозитных счетов китайского народного банка. Поэтому, когда это произойдёт, десятки триллионов долларов, которые китайский народ положил на сохранение в банки, попадут в канализацию. Бывший советник главы компартии КНР предполагает, что Китай постигнет экономический кризис, который будет в десять раз серьёзнее, чем тот, что был в Японии или в США.