Последние данные показывают, что победное шествие экономики Китая подходит к концу. Эта временная пауза или экономика Китая приходит в упадок? Если это так, каковы же причины для таких изменений?
В первой части этой статьи говорилось о том, что уровень потребления не может обеспечивать дальнейший рост экономики Китая. Только изменение макроэкономической политики, направленное на перераспределение доходов, может поддержать экономический рост. Вопрос в том, смогут ли экспорт и инвестиции продолжать поддерживать высокие темпы роста ВВП в Китае.
После глобального финансового кризиса 2008 года, экономический спрос во всём мире на промышленные товары резко снизился. Темпы роста китайского экспорта упали примерно с 20% за год в период между 2000—2007 гг. до 8,8% в 2011 г. В июле и августе 2012 года он стал меньше на 1,0% и 2,7% соответственно, по сравнению с тем же периодом 2011 года.
Систематическое занижение курса китайского юаня вызвало ценовое несоответствие в международной торговле. Для увеличения объёмов экспорта товары китайского производства продаются по низким ценам. Однако под международным давлением за последние несколько лет Китай сделал небольшую переоценку юаня. Вследствие этого китайский экспорт медленно теряет свои ценовые преимущества, вызванные занижением стоимости юаня, механизм которого они использовали на протяжении десятилетий.
Изменения внутри страны также приуменьшили международную конкурентоспособность КНР. За последние несколько лет зарплата в стране ежегодно возрастала в два раза. Благоприятная демографическая ситуация, по-видимому, подходит к концу, отчасти из-за результатов политики одного ребёнка. Изобилие рабочей силы уже не характерно для Китая. За период 2000—2010 гг. численность трудоспособного населения в Китае уменьшалась примерно на 3 миллиона каждый год. Нехватка людей и рост заработной платы способствовали тому, что стоимость экспортного товара росла, однако в той же мере уменьшалась конкурентоспособность Китая.
Несмотря на увеличение доходов, Китай находится между молотом и наковальней. Рост зарплат в Китае увеличивает расходы на производство и отражается на экспорте, в результате чего государство проигрывает другим азиатским странам-конкурентам. Тем не менее, увеличение заработной платы происходило с такого низкого уровня, что это не отразилось на увеличении доли потребления. Во многих случаях повышение заработной платы работников лишь компенсировало инфляцию, и то не всегда.
Расходы увеличились и юань укрепился, однако не только от этого пострадал экспортный сектор — Китай ещё и накопил слишком много мощностей. Бесконечное количество заводов и производственного оборудования росли в течение десятилетия, пока в экономику вливались интенсивные инвестиции.
В течение последних десятилетий инвестиции в Китай росли высокими темпами. Это было вызвано почти нулевой реальной процентной ставкой на кредиты и ростом ВВП. В результате, доля основного капитала в составе ВВП Китая увеличилась с 35,1% в 2000 году до 48,4% в 2011-ом.
В противовес этому, доля основного капитала во всём мире за тот же период снизилась. В Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Японии, Малайзии, Соединённых Штатах Америки и Германии доля основного капитала снизилась до объёмов в диапазоне 15—29%.
Согласно статистическим данным, опубликованным Министерством промышленности и информационных технологий КНР, избыток мощностей является распространённым явлением в большинстве секторов промышленности Китая.
Например, в Китае есть мощности для производства 900 миллионов тонн нерафинированной стали. По данным Комитета по развитию и реформам, у сталелитейного сектора избыточные мощности составляют 160 миллионов тонн.
Избыток мощностей часто приводит к тому, что продукция продаётся ниже её себестоимости, чтобы получить средства для покрытия постоянных расходов. За первые семь месяцев 2012 года 33,8% предприятий чёрной металлургии работали себе в убыток.
Даже если сталелитейные компании знают, что не смогут продать свою продукцию, они по-прежнему работают почти на полную мощность. Сокращение производства стали снизит темпы роста ВВП и выявит несостоятельность власти. Вследствие этого, местные органы самоуправления не хотят сокращать производство стали.
В сфере производства солнечных батарей дело, пожалуй, обстоит ещё хуже. Эндрю Мак-Килоп (Andrew McKillop) пишет в своём докладе о Китае и о глобальном экономическом кризисе избыточных производственных мощностей: «Крупные субсидии и вмешательство государства привели Китай в положение, когда избыточные производственные мощности для изготовления панелей солнечных батарей и систем на их основе более чем в 20 раз превышают спрос на них у внутреннего рынка Китая и почти в 2 раза — потребности всего мира».
Не удивительно, что акции китайских компаний по производству солнечных батарей, таких как Trina Solar и Suntech Power, упали более чем на 80% за последние пять лет.
Избыточные мощности являются серьёзной проблемой китайских предприятий в горнодобывающей промышленности, компаний по добыче железной руды, производству алюминия, цемента и других отраслей. Дальнейшие инвестиции только создадут дополнительные трудности, израсходуют ресурсы и не сделают ничего, чтобы сбалансировать экономику.
В последние годы инвестиции в сектор недвижимости росли с бешеной скоростью. Согласно отчётам, в 2011 году он составил 13% ВВП Китая и также подтолкнул к развитию связанные с ним сферы производства. В годы, пока раздувался жилищный пузырь, это существенно повлияло на статистику ВВП Китая. Появились города-призраки, такие как Эрдос.
Однако стремительный рост стоимости жилья наряду с большим количеством пустых квартир показывает, что жилищный пузырь в Китае может скоро лопнуть. Существующее соотношение цены жилья к уровню доходов (30 к 1) не позволяет подавляющему большинству китайцев купить квартиры. Около 30% выставленного на продажу жилья показывает, насколько не соответствуют друг другу спрос и предложение.
Поскольку спрос на жильё сократился, то многие компании-застройщики уже покинули этот сектор рынка. Такое изменение на рынке приведёт к сокращению инвестиций, появлению безработицы, а также уменьшит спрос на сталь, алюминий и другие материалы. Это в свою очередь повлияет и на другие сферы китайской экономики.
Это также коснётся местных органов власти. За последнее десятилетие огромные суммы денег от продажи земли, полученные без особых усилий, поддерживали бюджеты огромного количества местных органов власти. В настоящее время уменьшение спроса на недвижимость напрямую влияет на бюджеты местных органов власти. Некоторые из них могут даже стать банкротами. В последнее время всё больше местных органов власти сталкиваются с финансовыми трудностями.
На протяжении последних десятилетий за счёт заниженного курса юаня экспортный товар из Китая был дешёвым. Хотя это способствовало увеличению объёма экспорта, цена на природные ресурсы была слишком низкой, и расходовались они слишком быстро. Кроме того, это создавало экологические проблемы.
Из-за низких процентных ставок на кредиты, капитал свободно и несправедливо перетекал от вкладчиков в руки корпораций и правительственных чиновников, тем самым лишая обычный китайцев этих ресурсов.
В целом, заниженный курс китайской валюты, неадекватные правила выдачи кредитов, политика поддержки финансовой монополии, деформированные правила в промышленности, практика захвата земель сформировали модель несбалансированного экономического развития Китая. Из года в год такой подход систематически усиливает разрыв в уровне доходов и снижает долю потребления в составе ВВП.
Указание Дэн Сяопина «Пусть сначала некоторые люди станут богаче» действительно было воплощено в жизнь. «Некоторые люди» действительно «стали богаче». Каким образом? Вот секрет: основная причина увеличения разрыва между богатыми и бедными не имеет ничего общего со способностями или приложенными усилиями. Это результат воплощения политической власти и установленных правил.
Самое печальное — это чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, из-за чего в Китае сильно загрязнили окружающую среду, уничтожили природные ресурсы, ухудшили среду обитания человека, на которую будущие поколения могли бы рассчитывать, чтобы выжить. Многие обычные китайцы будут вынуждены заплатить за всё это и претерпевать бедствия от последствий экономических реформ, которые выпадут на их долю.
Тяньлунь Цзянь, кандидат наук, регулярно пишет статьи о китайской экономике и даёт комментарии по вопросам экономики Китая на Великой Эпохе. Его блог — Chineseeconomictrend.blogspot.com.