ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Истории Древнего Китая: награда за добродетель

Великая Эпоха
Истории Древнего Китая хранят мудрость великой нации
Истории Древнего Китая хранят мудрость великой нации
Древние китайцы верили, что судьба человека, его счастье или несчастье связаны с кармой, которая формируется человеческими поступками и помыслами, что всё установлено согласно Небесным принципам.

До нас дошло множество историй, повествующих о том, как в результате добродетельных поступков судьба человека изменялась к лучшему.

Ниже приводится один из таких рассказов о Чжао Сюне из династии Сун (960—1279 гг н.э.).

С раннего детства Чжао Сюн был добрым и честным человеком. Но учился он не очень хорошо и не мог отчётливо произносить слова. Его родители считали, что при таких способностях ему достаточно выучить хотя бы несколько иероглифов. Чжао Сюн не мог запомнить многих историй авторов-классиков, о которых ему рассказывал преподаватель, но он хорошо запомнил одну из них.
 
В этой истории отец Ван Цзэна, ученого того времени, всю свою жизнь с почтением относился к письменности и совершил много хороших поступков. Однажды он во сне увидел Конфуция, который сказал ему: «Всю свою жизнь ты с почтением относился к письменности и сделал много добрых дел. У тебя много заслуг и добродетели, за это ты должен быть вознаграждён. У тебя родится прекрасный сын, он прославит всю твою семью». И в самом деле, вскоре у него появился сын Ван Цзэн, который стал первым ученым в империи.

Чжао Сюн подумал: «Я такой глупый. Вполне возможно, что в прошлой жизни я не ценил письменность и, наверное, сделал недостаточно хорошего. С этого момента мне нужно делать больше добрых дел». Он держал эту  мысль в голове и был искренне предан этой идее. Конечно, он получил вознаграждение.

Его письмо становилось все лучше и лучше. Однажды Чжао готовился пройти императорский экзамен. Многие восприняли это с иронией, но он не принял этого близко к сердцу.

Во время путешествия в Линьнан, около рощи он заметил скелет человека. Он подумал о короле Вэне из династии Западная Чжоу, который всегда хоронил кости, когда находил их. Поэтому он попросил своего слугу вырыть яму, и они вместе похоронили скелет. Когда были опубликованы результаты экзаменов, он оказался успешным кандидатом провинциального уровня.
 
Прошло время, и всем кандидатам, успешно сдавшим экзамены провинциального уровня, следовало принять участие в экзамене в столице. Но Чжао ехать не захотел. Он подумал: «Мне повезло на провинциальном экзамене, но у меня недостаточно знаний, чтобы участвовать в столичных экзаменах». Однако его слуга настаивал, чтобы он принял участие в экзамене, и, в конце концов, он нехотя согласился.

Во время экзамена одному из экзаменуемых вдруг стало плохо, Чжао Сюн был единственным, кто подошел ему помочь. Вернувшись на своё место, он быстро закончил свою работу.

Экзаменатор посчитал, что его письмо было очень хорошим для такого древнего стиля. В результате он снова преуспел в экзамене. В день императорского экзамена при дворе, Чжао Сюн вспомнил несколько своих ранних сочинений и написал их еще лучше. Когда результаты были опубликованы, оказалось, что он занял пятое место.

Когда новости о его достижениях достигли родного города, родители Чжао Сюн и все местные жители были поражены. Они говорили: «Сочинения Чжао Сюна, видимо, и прежде были хорошими, просто мы недостаточно образованы, чтобы это замечать. Теперь, когда он съездил в столицу, о его таланте узнали все».

Люди знали, что экзаменатор наградит тех успешных кандидатов, у которых были хорошие сочинения. Единственное, чего они не поняли, было то, что все решается Богами, и успешный результат Чжао Сюна был таким, благодаря судьбе и его добрым поступкам.

Чжао Сюн был сначала назначен главой уезда, а позднее его повысили до главы провинции Западная Шу.

Он никогда ничего не делал вопреки совести. Он скромно учился у других, а когда назначал людей на разные посты, то учитывал только их способности и заслуги. Чжао никогда не присваивал общественных денег и лично водил людей строить каналы и плотины, чтобы предотвратить потопы. За пять лет, которые он прослужил в провинции Западная Шу, Чжао совершил множество добрых дел для людей.

В то время у императора Сяоцзуна были очень строгие правила: о своих делах чиновники должны были отчитываться лично ему. Хотя провинция Западная Шу находилась за тысячи километров, Чжао Сюн ездил ко двору и докладывал обо всем лично.

Император Сяоцзун ценил заслуженных людей и уважал ученых. Даже если кандидаты успешно сдавали императорские экзамены или их рекомендовали за высокую нравственность, Сяоцзун всё равно приглашал их к себе для личной беседы. Он задавал им вопросы по работам классиков и о знаниях, оставленных с древних времен или накопленных в современном мире. Только если ответы удовлетворяли его, человеку давали должность.

Жил в то время и ученый по имени Чжэнь Луню, которого рекомендовали как талантливого человека. Чжэнь Луню был очень умён, красноречив и легко писал. Однако когда император Сяоцзун спросил его: «Твое имя Луню. А что оно значит?» – он не нашелся, что ответить.

Увидев, что тот молчит, Сяоцзун спросил его снова: «Твое имя Луню, ведь оно должно что-то значить? Расскажи мне об этом». Чжэнь не знал, что сказать и словно онемел. Все присутствовавшие при этом чиновники подбадривали его, но он просто ничего не мог сказать в ответ. Увидев, что он не может ответить на вопрос, Сяоцзун приказал своим слугам проводить его со двора.

Как только Чжэнь Луню покинул двор, он вдруг вспомнил, что надо было сказать, но шанс уже был упущен. Воля Неба в отношении него была иной.

Когда срок полномочий Чжао Сюна подошёл к концу, он поехал в столицу, чтобы отчитаться перед императором.

Прибыв в столицу, он услышал историю о Чжень Луню и подумал: «Чжэнь сегодня первый ученый в стране, он может дать десять мудрых ответов на один вопрос, тем не менее, он не смог вымолвить и слова перед императором. У меня мало талантов и еще меньше образования, я не очень хорошо произношу слова. Как же я справлюсь?»

Чжао надел придворный костюм и шляпу и приготовился к встрече. Заметив, что идти на приём ещё рано, он положил голову на стол и задремал. Ему приснился сон, что к нему спустилось божество в многоцветном одеянии, на талии у него был нефритовый пояс с восемью драгоценностями. За ним следовали двое слуг. Чжао Сюн почтительно поприветствовал его. Божество сказало, что он император Веньчан. Далее он рассказал Чжао Сюну: «Небесный Царь знает, что ты высоко ценишь письменность и добродетель. Во время твоей службы ты заботился о людях и помогал  им, когда у них возникали  проблемы, поэтому он приказал мне помочь тебе сегодня. Когда император спросит тебя: “Ты приехал через ущелье? Можешь ли ты описать мне пейзаж?”, – ты можешь сказать: “Горы и деревья по обеим сторонам находятся в замечательной гармонии, кукушки кукуют весь день”».

Затем божество и его слуги вознеслись на облако и унеслись обратно в небо. Чжао Сюн внезапно проснулся и выразил свое почтение Небесам.  

Когда он пришел ко двору, император и в самом деле спросил его: «Ты приехал через ущелье? Опиши этот пейзаж». Чжао Сюн немедля сказал: «Горы и деревья по обеим сторонам находятся в замечательной гармонии, и кукушки кукуют весь день». Император был доволен его ответом и кивал головой, когда он отвечал.

После этого император  сказал своему премьер-министру Цзян Юйшаню: «Вчера Чжао Сюн из Шучжун пришел во двор с отчетом. Когда я спросил его о пейзаже в ущелье, он процитировал две строки из стихотворения Ду Фу. Я словно сам увидел пейзаж перед глазами. Он молодец. Можешь дать ему должность министра».
 
Когда Ван Юйшань вышел, он сказал: «Вы процитировали строчки из стихотворения. Вы хорошо образованы». Чжао Сюн рассказал ему о том, как он заботился о людях и как император Веньчан пришел к нему на помощь. Ван Юйшань сказал: «Так вот что произошло! А теперь император хочет, чтобы ты занял  пост министра. Если ты вступишь на должность, император захочет с тобой часто встречаться. Когда он снова о чём-либо спросит тебя, что ты сможешь ответить? Будет лучше, если ты вернёшься обратно в провинцию».

Чжао Сюн согласился. На следующий день Ван Юйшан доложил императору: «Я передал сообщение Вашего Величества Чжао Сюну, но он не захотел здесь оставаться». Сяоцзун сказал: «Этот человек может так скромен, его поступок по-настоящему заслуживает похвалы, Вы можете дать ему высокий пост. Несколько лет спустя Чжао Сюн стал премьер-министром. Он считал, что у него нет особых талантов и недостаточно образования, поэтому он пытался несколько раз передать эту должность кому-нибудь другому. Но чем больше он хотел уйти с должности, тем меньше император хотел отпустить его.

Однажды, когда Чжао Сюн собирался отправиться во дворец, он увидел главу провинции по фамилии Си. Чиновник, отвечавший за пропуск во дворец, спросил его: «Почему у тебя такая странная фамилия?» Си ответил: «В Период Сражающихся царств жил человек по имени Си Вэй, а во времена династии Хань жил Си Фугун. Как вы можете говорить, что это странная фамилия?» Чжао Сюн услышал это и запомнил ответ.
 
После того, как Си закончил свой отчет, пришел черед Чжао Сюну сделать доклад императору. Император обратился к нему: «Только что мне докладывал префект. Его фамилия Си. Откуда такая странная фамилия? Чжао Сюн ответил: «В Период Сражающихся царств жил человек по имени Си Вей, а во времена династии Хань жил Си Фугун. То есть фамилия Си всегда существовала. Она не странная». Император был очень доволен таким ответом и сказал: «У тебя столько знаний. Нам действительно нужно, чтобы ученые становились премьер-министрами».
 
Тогда Чжао Сюн рассказал Императору, что сам впервые услышал об этом только что. Император был еще больше доволен его честностью. Впоследствии, когда бы император ни задавал ему вопрос, ему либо заранее давались намеки, либо снился сон. Он никогда не ошибался. Ему очень везло.

Когда он служил премьер-министром, он защищал верных императору чиновников, был терпелив и щедр по отношению к другим и стремился продвигать по службе талантливых людей. Многие выдающиеся личности получили пользу от его рекомендаций, и его всегда ценили и уважали. Позднее он ушел со своего поста на пенсию. Все считали, что он получил благословение на земле.

С древних времен тот, кто понимал принцип причины и следствия – всегда сочувствовал другим, ценил нравственность и добродетель, контролировал свои поступки и почитал Небо. Изменились люди и общество в целом, но этот принцип остается неизменным и по сегодняшний день.