История Китая (117): Цзи Гун, легендарный чудаковатый монах династии Сун
Великая Эпоха
Цзи Гун (1130—1207) родился в богатой семье вначале правления династии Южная Сун. Его родители умерли, когда ему было восемнадцать лет. Вскоре после этого печального события он ушёл в буддийский монастырь Линь-инь-сы в городе Ханчжоу и стал младшим монахом. Ему дали имя Дао Цзи, что буквально означает «помогающий найти путь к спасению».
Как и полагается младшим монахам, Цзи занимался приготовлением пищи. Он трудился упорно и неустанно, но, в отличие от большинства монахов, одевался небрежно, в лохмотья, а иногда даже ел мясо. Однажды он продал очень дорогую одежду, принадлежавшую старшему монаху. Словом, поведение и некоторые черты его характера раздражали других, поэтому его прозвали «сумасшедший монах Цзи».
Только старый настоятель заметил в Цзи выдающиеся врождённые качества и не позволял выгнать его из монастыря. Он называл Цзи «весёлый сумасшедший монах». Несмотря на свой чудаковатый характер, Цзи был искренним, добрым и превосходным последователем буддийского учения.
Он стал известным благодаря тому, что помогал бедным, тем, кто в опасности, а иногда даже спасал людям жизнь. В Китае существует множество народных легенд, в которых трепетно описаны различные подвиги монаха Цзи, или как называли его люди «Мастер Цзи» (Цзи Гун). Обычно его изображают как монаха в лохмотьях с широкой улыбкой на лице и поломанным веером из пальмовых листьев. Своей левой рукой он способен творить волшебство, а в правой держит бутылочную тыкву с вином, или буддийские чётки, а иногда потёртое соломенное седло.
О том, как Цзи Гун вытаскивал брёвна из колодца
Одна из известных историй рассказывает о том, как Цзи Гун при помощи сверхъестественных способностей вытащил брёвна из колодца. В Ханчжоу должен был быть построен храм, и для этого очень была нужна древесина. Лучшую древесину нашли только в провинции Сычуань, на расстоянии 900 километров. Монахи были в отчаянии.
Но Цзи Гуну это не помешало. Он использовал свою силу, чтобы одно за другим перемещать брёвна, доставая их из колодца. Другие монахи складывали их в кучу, пока монах, занимавшийся их подсчётом, не крикнул: «Хватит!». Цзи Гун уже поднимал следующее бревно, но, услышав крик монаха, остановился. Это последнее бревно так и осталось наполовину погружённым в колодец, и последующие поколения построили над ним павильон, назвав его «Божественный колодец сверхъестественного перемещения».
О том, как Цзи Гун помог старым супругам на переулке вееров
Название улицы «переулок вееров» в Ханчжоу повествует нам ещё одну историю о Цзи Гуне. Когда-то это была безымянная улица, на которой жило много бедняков. Среди них были старые муж и жена, работавшие в лавке по изготовлению, починке и продаже вееров. Однако они страдали от бедности и голода, с трудом сводя концы с концами.
Однажды в лавку зашёл монах в лохмотьях и оставил старикам свой веер, чтобы они его починили. Старик посмотрел на сломанный веер и горько усмехнулся: веер был слишком изношен для ремонта. Но, прежде чем он успел это сказать, монах ушёл. Хотя пара была очень бедной, они почувствовали сострадание к монаху и решили заменить веер на новый, не сказав ему об этом.
Когда монах два часа спустя вернулся, старики отдали ему новый веер. Монах удивился этому и оставил деньги за починку. Затем, выйдя из магазина, он обернулся к двери и что-то с улыбкой пробормотал.
После этого старики нашли на своих дверях надпись: «Большое мастерство приходит с тяжёлой работой и добрым сердцем» и «Красивый веер приносит богатство и удачу».
Эта история быстро распространилась, и в лавку стало приходить множество людей. Торговля у пожилой пары пошла хорошо, и им больше не приходилось беспокоиться о еде.
Позднее люди поняли, что это был монах Цзи Гун, и улицу с тех пор прозвали переулком вееров.