В течение нескольких месяцев иранские власти практически не следили за соблюдением закона, запрещающего женщинам покрывать волосы. Однако теперь участились проверки на предприятиях, где работают женщины без головных уборов.
Эти усилия предпринимаются в преддверии первой годовщины общенациональных протестов, вспыхнувших после того, как 16 сентября Махса Амини погибла в застенках полиции нравов. В результате последовавших за этим репрессий со стороны сил безопасности погибло более 530 человек и более 22 тыс. было арестовано, пишет AP News.
Сегодня на улицах Тегерана часто можно увидеть женщин с непокрытой головой, но в то же время власти начали проводить рейды в компаниях, где сотрудницы или клиентки были замечены без головного платка (хиджаба). В парламенте Ирана обсуждается закон, ужесточающий наказание для женщин с непокрытой головой и предприятий, в которых они работают.
"Если мне грозят штрафы и наказания, я буду носить платок, поскольку занимаю... видное положение", — сказала Парванех, врач, лечившая демонстрантов, пострадавших во время демонстраций в прошлом году. Как и несколько других женщин, беседовавших с Ассошиэйтед Пресс, она попросила указать только ее имя, опасаясь репрессий.
"Но молодые люди, которых я лечила во время протестов, не отступят", — добавила она.
Для правоверных мусульманок головной убор является признаком благочестия перед Богом и скромности перед мужчинами вне семьи. В Иране хиджаб давно стал политическим символом, особенно после того, как стал обязательным в период, последовавший за исламской революцией 1979 года.
После смерти Амини, которую задержали за якобы распущенный платок, полиция не продолжала строго следить за соблюдением исламского дресс-кода (возможно, чтобы избежать еще более широких демонстраций и проявлений неповиновения). Однако в последние недели ситуация изменилась.
Власти начали рассылать предупреждающие текстовые сообщения женщинам, замеченным без хиджаба в автомобилях: было отправлено около 1 млн сообщений. Со временем было конфисковано около 2 тыс. автомобилей и более 4 тыс. женщин переданы в прокуратуру.
Далее силовики прочесали социальные сети в поисках компаний с изображениями женщин с непокрытой головой на рабочем месте. Был закрыт один из офисов компании Digikala, популярнейшего сайта цифровой розничной торговли. Также на короткое время были закрыты книжный интернет-магазин Taghcheh и страховой рынок Azki.
В городе Лахайжан, расположенном на севере страны, местные органы здравоохранения приказали больницам и клиникам прекратить обслуживание женщин с непокрытой головой. В Дамаванде прокуроры приказали арестовать управляющего банком и кассира за то, что они обслужили женщину, не носившую хиджаб.
В городе Мешхед запрещено сидеть в кафе на открытом воздухе, а в Исфахане сторонники жесткой линии хотят запретить смешанную работу мужчин и женщин в магазинах.
Индустрия развлечений также находится под пристальным вниманием. Полиция пригрозила закрыть кинопроизводства, в которых за камерами работают женщины без головных платков.
Судьи также приговорили знаменитостей, осужденных за ношение хиджаба, к работе в моргах в качестве общественной службы, вместо тюремного заключения. Кроме того, они должны получить справку от психолога о психическом здоровье, прежде чем вернуться к своей обычной работе.
"Вместо того чтобы решать законные проблемы людей, режим продолжает быть одержимым хиджабом и ведет себя так, как будто его выживание зависит от того, насколько скромно одеваются женщины", — говорит Халех Эсфандиари, сотрудник вашингтонского Центра Вильсона, ирано-американка с двойным гражданством, которая была задержана Тегераном в 2007 году.
Новый законопроект, представленный на рассмотрение парламента Ирана, может еще больше ужесточить наказание для женщин. Он предусматривает штрафы в размере до 360 млн иранских риалов (720 долл. США) и тюремное заключение для женщин, не носящих головной платок. Законопроект также предусматривает более строгое разделение полов в школах, парках, больницах и других местах.
Предусматривается также наложение штрафов на предприятия с женским персоналом и клиентами, не носящими хиджаб, а знаменитостям-нарушителям может быть запрещено покидать страну и выступать.
"Так предписывает ислам", — сказала 29-летняя Рахель Каргарнежад, убежденная сторонница ношения хиджаба. По ее словам, две ее дочери, 9 и 11 лет, носят чадру.
Тем временем политики, известные в Иране как реформисты, ухватились за спор о хиджабах, стремясь изменить иранскую теократию изнутри системы. Бывший президент Мохаммад Хатами, один из самых известных реформаторов страны, поставил вопрос о том, является ли принуждение к ношению хиджаба "мудрым и продуктивным".
На улицах многие иранские женщины и девушки по-прежнему не носят головной платок, несмотря на возможные последствия.
"Узнав о законопроекте, я приняла решение: я буду ходить в школу в хиджабе, но буду призывать своих учениц снимать его, когда это возможно", — сказала Моджган, 37-летняя учительница средней школы.
"Мои ученицы уже опережают меня в этом вопросе", — добавила она.