За последние годы было немало случаев, когда представители правоохранительных органов изымали серверы ІТ-компаний, интернет-магазинов и некоторых крупных компаний. Что даёт правоохранителям изъятие серверов? Как относятся к такой практике эксперты, представители сектора ІТ, юристы и представители МВД?
В секторе ІТ [рейдерский захват] у нас носит другой характер. Необязательно захватывать твои активы или захватывать что-то ещё. Можно создать тебе трудности.
Есть молодые быстрорастущие компании, которые хотят быстрее продвинуться. Можно же очень просто поступить: заблокировать при помощи государственных органов и служб работу компании и получить на какое-то время для себя преференции.
Если посмотреть по ІТ сектору, то у нас с начала года уже около десятка таких случаев. Это и изъятие, и возврат серверов у Воли-кабель, и другие подобные случаи: Rozetka.com.ua, ex.ua, большое количество таких случаев.
Есть проблемы, и в первую очередь они находятся в законодательной плоскости — не потому, что нужно новые законы выпускать, нужно просто придерживаться старых. Ратифицирована конвенция о кибербезопасности, я думаю, она имеет приоритетное право.
Не нужно ничего арестовывать и вывозить — это не даёт никакого эффекта. Достаточно взять информацию, снять необходимую информацию в соответствии с действующим законодательством.
Наша задача и задача этой комиссии при УСПП — чтобы таких ошибок [изъятия серверов] не было, чтобы всё было в правовом поле. Тогда и имидж нашей страны будет хороший, и мы не будем терять в рейтинге инноваций и инвестиционной привлекательности.
Вконтакте — это последний интересный пример изъятия серверов. До этого изымались сервера у ex.ua, у ІТ-компаний, у интернет-магазинов. Покажите мне хотя бы один приговор суда, в котором бы делалась ссылка на то, что с этих серверов сняли следы преступлений. Нет ни одного такого приговора, в котором эти сервера использовались бы как доказательство. А сколько лет их уже изымают…
Идёт расследование, в процессе этого расследования изымаются серверы и блокируются счета. По сути прекращается деятельность бизнеса — такое было в 90-х годах, возбуждалось уголовное дело и прерывалась работа компании в следствие обеспечительных мер. Сейчас происходит то же самое, только изъятие сервера — это не просто изъятие компьютера, это фактически блокировка работы компании.
О чём может идти речь, когда просто решением следственного судьи изымаются сервера — здесь [в Украине] никто данные хранить не будет. Придите, попросите информацию, попросите снять её, я думаю, что компания предоставила бы её. Если вопрос в информации, то зачем изымать сервера?
Процедура изъятия серверов нигде не прописана, вот в этом сейчас особенность, и я считаю, что необходимо вносить изменения в действующее законодательство.
А вообще нужно ли на сегодняшний день изымать сервера? Нет ли другой альтернативной процедуры, которая позволит сделать всё безболезненно? Потому что те же самые экспертизы, на которые забрали сервера ВКонтакте — это минимум полгода. Полгода сервера будут где-то.
Здесь нужно понимать, что все работают в нашей стране законно, по крайней мере, так думают. Но обезопасить нужно себя другими способами. Не ждать, когда к вам придут, а понимать, что к вам могут прийти и забрать. А чтобы у вас ничего не забрали, нужно ничего не хранить.
Решение [об изъятии серверов] принимают следственные органы в зависимости от уголовного производства и предварительного расследования. Если в этом есть необходимость, об этом принимает решение следователь, а комментировать следственное действие я не в праве. Наверное, этот вопрос нужно законодательно урегулировать в плане того, нужно ли действительно их изымать. Но как доказательная база они необходимы.
— Используются ли они в качестве доказательств?
— Обязательно. Проводятся исследования экспертные и другие действия, необходимые для предварительного расследования, для доведения дела до суда.