Проблемы у WebMoney возникли из-за того, что они позиционировали себя как неплатёжную систему, но по сути таковой являлась, говорит Александр Тютюн, генеральный директор платёжной системы ГлобалМани.
«Согласно гражданскому кодексу любой человек может уступить право требования другому человеку — это все законно, но превратить право требования в платёжное средство не имеет права никто», — говорит Александр Тютюн. По его словам, в конституции написано, что единственным законным платёжным средством на территории этой страны является национальная валюта или эквиваленты, которые были зарегистрированные центральным банком.
Таким образом, для того, чтобы нормально работать, WebMoney в Украине нужно зарегистрироваться как платёжной системе, говорит Александр Тютюн.
Генеральный директор ГлобалМани делится опытом: получить лицензию его компании было непросто. На её получение подавали около 60 раз. Получая очередной отказ или возражение из Нацбанка, руководство компании садились и вместе с юристами переписывали Правила работы. В конце концов, Нацбанк Правила работы ГлобалМани зарегистрировал.
«Я понимаю, что сегодняшняя власть поменяется на завтрашнюю. И чтобы не пришли и не сделали, как WebMoney, мы делаем всё согласно европейским нормам, правила прописываем. Да, это плохо, так неудобно работать — но такие есть требования», — говорит Александр Тютюн. По его словам, дело просто в соблюдении норм.
По словам старшего аналитика WebMoney Ольги Дубининой, компания также несколько раз подавала на получение лицензии, но их заявку в Нацбанке не рассматривали. А в том, что их система работает как неплатёжная, по гражданскому законодательству, она проблемы не видит.
«У каждого своя версия существует, но я назову это недоразумением. Я считаю, что в законодательстве существует какая-то правовая коллизия. У нас есть гражданский кодекс, который никто не отменял, в рамках которого система работает уже 10 лет», — говорит Ольга Дубинина.
WebMoney пострадали из-за того, что пытались делать всё открыто и хотели зарегистрироваться — до тех, кто не подаёт на получение лицензии, в Нацбанке до поры до времени не обращают внимания, говорит Татьяна Попова, председатель правления Интернет-ассоциации Украины (ИНАУ).
«Я говорю о том всё время, что WebMoney пострадали в первую очередь оттого, что они не пользовались такими схемами, которыми пользуются другие платёжные системы, а легально зарегистрировали тут компанию, легально заключали договора и хранили деньги, которые обеспечивали эмиссию долговых обязательств в украинском банке на депозите. Вот от этого пострадали они и пострадали их клиенты», — говорит Татьяна Попова.
То же отмечал и Александр Тютюн. Говорит, что у регулирующего органа такая позиция, что тот, кто не зарегистрировался, может работать, а тот, кто хочет зарегистрироваться, встречается с трудностями. Несмотря на то, что замечания по поводу работы WebMoney как неплатёжной системы могут быть, власти не должны были изымать компьютеры работников компании, считает эксперт.
«Суть такова, что то, что сделали с ними — это бандитизм, а это повлияло на рынок вообще», — говорит Александр Тютюн. После случившегося с WebMoney в платёжной системе ГлобалМани оборот упал на 30%.
«Хочется, чтобы в Украине был цивилизованный рынок электронной коммерции, удобные средства платежа», — подытожил глава ГлобалМани.
Напомним, 12 июня, Министерство доходов и сборов Украины заблокировало счета WebMoney, на которых клиенты компании держали около 60 миллионов гривен.
Поводом для этого стало то, что WebMoney не согласовала свои правила деятельности с Национальным банком Украины, а также подозрения Миндоходов и сборов о том, что среди клиентов системы были лица, которые пытаются скрыть нелегальные финансовые операции.